Вокруг света 1976-01, страница 74

Вокруг света 1976-01, страница 74

описания, но мы отметим только одну деталь их «русской» биографии. В 1702 году Денбей, сын торговца из Нагасаки, был доставлен в Москву, где он имел многочасовую беседу с Петром I.

Сохранившаяся запись этой беседы позволяет заключить, что спасенный японец слабо знал географию родной страны (по его описаниям, Япония имеет сухопутную границу с Китаем). Да и в остальных вопросах слухи и домыслы он зачастую выдавал за истину. Особенно он напирал на богатство своей родины.

Реакция Петра на эту встречу была незамедлительной: сибирским казакам искать возможные пути установления добрососедских отношений с Японией, а самого Денбея крестить, обучить русскому языку, дабы он трех-четырех толковых русских ребят научил говорить и писать по-японски.

Так Денбей стал Гавриилом и приступил к педагогической деятельности. Судя по всему, он преуспел на этом поприще, ибо группа его превратилась в школу, которая существовала довольно долго. Во всяком случае, она функционировала в 1739 году. Денбей-Гав-риил к тому времени, очевидно, умер, но дело его продолжили соотечественники Гонза и Сода.

История этих двух японских коммерсантов напоминает одиссею Денбея. В 1729 году сибирские казаки спасли их от туземцев на Курилах, затем они были доставлены в Петербург, представлены Анне Иоанновне, обласканы ею и крещены (первый стал Кузьмой Шульцем, второй — Дамианом Поморцевым). Японская школа к тому времени переехала в Санкт-Петербург и стала специальным учебным заведением при Академии наук.

Известно, что Сода-Поморцев составил учебник японского языка и ряд его учеников принимали участие во Второй камчатской экспедиции в качестве переводчиков.

Отсюда можно заключить, что царь Петр, а также его преемники верили слухам о богатой Японии и стремились наладить с ней политико-экономические связи.

Но замыслы Петра I, видимо, не ограничивались только страной Ниппон.

К ЗЕМЛЯМ ЖУАНА ДА ГАМЫ

Под влиянием описаний Марко Поло в 1561 году (с легкой руки итальянского картографа Гасталь-ди) на картах Азии появился Анианский пролив. Он отделял Азию от Америки, а название его происходило от некой Анианской

провинции, якобы расположенной на северо-востоке Азии. В описаниях венецианца на этот счет имеются следующие детали:

«...Вблизи Анианской провинции есть в океане острова, богатые золотом, медью и прочим. Жители этих островов продают золото на материк, покупая за счет этого все то, в чем они нуждаются».

У европейских монархов, коммерсантов и авантюристов всех мастей «слюнки текли», когда они читали про сии диковины.

Не один корабль посылался на поиски таинственных островов, и в 1649 году на картах Тихого океана появилась «Терра Гама» — земля, открытая (точнее, увиденная) португальским мореплавателем Жуаном да Гамой. Затем к се-веро-востоку от Японии «были обнаружены» Земля Иезо, Земля Штатов и даже Земля Гога и Магога.

Разумеется, никаких достоверных данных об этом районе европейцы не имели. Более того, они даже не знали точно: Япония — это остров или часть Азиатского материка. Находились географы, которые считали островами Калифорнию, Корею и даже Китай.

Одним словом, «первый географ французского короля» Гийом Де-лиль с полным основанием констатировал, что «о северной части Тихого океана решительно ничего определенного сказать нельзя».

Со временем мифические земли, упомянутые выше, исчезли с карт, но это случилось значительно позднее, а в начале XVTII века легенда о «тихоокеанском Эльдорадо» будоражила умы.

Неудивительно, что Петр I неоднократно получал просьбы европейских монархов и ученых оказать содействие в проведении экспедиций на северо-западе Тихого океана. В ответ на эти просьбы царь отвечал, что Россия сама проведет сии изыскания и расскажет всей Европе об их результатах.

Ну а теперь попробуем замкнуть цепочку фактов и гипотез.

Путешествие Христофора Колумба открыло период мировой истории, называемый эпохой Великих географических открытий. Предприимчивые коммерсанты и вечно нуждающиеся в деньгах монархи Европы очень скоро узнали, что земля не только круглая, но и чрезвычайно богатая. Причем основные ее богатства располагаются в далеких экзотических странах. Вслед за испанцами и португальцами туда устремились англичане, французы и голландцы. И те из них, кому улыбалась фортуна, везли на родину драгоценности, пряности, диковинные товары и еще более диковинные расска

зы, от которых захватывало дух.

Сверкающие миражи обеих Индий манили к себе толпы искателей наживы и заставляли раскошеливаться монархов.

Неустанно велись поиски драгоценных металлов и в России. К началу XVIII века наметились два перспективных пути пополнения государственной казны: первый — поиски на неосвоенных землях в бассейне Тихого океана; второй — торговля с «золото-обильной» Японией.

В пользу первого говорили успехи испанцев в их американских колониях. На второй путь толкали сочинения авторитетов, а также слухи об успехах голландцев и, наконец, рассказы самих японцев.

Сложность проблемы заключалась в том, что решение ее требовало скрытности. Ведь русский флот на Тихом океане находился в «пеленочном» состоянии. Прежде всего потому, что трудности снабжения и отсутствие удобных баз крайне затрудняли его строительство. К тому же ледовый режим ограничивал навигацию.

Одним словом, русский флот еще не мог конкурировать с голландским или английским.

Таким образом, у Петра были основания к опасению, что в случае успешной реализации его замыслов у русского флота на Тихом океане появятся могущественные конкуренты.

Вот, видимо, почему капитан-командор Витус Беринг получил две инструкции. Одна из них, касающаяся Первой камчатской экспедиции, была написана самим Петром I и ставила перед экспедицией задачу «искать, где оная (земля) сошлась с Америкой, и чтоб доехать до какого города Европейских владений; или ежели увидят какой корабль Европейской, проведать от него, как оной кюст называется и взять на письме, а самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость, и, по* ставя на карту, приезжать сюды».

Что же касается второй инструкции, то в соответствии с царским указанием она была разработана в Сенате и текст ее носил секретный характер. В ней вещи назывались своими именами. А именно: Берингу предписывалось искать не освоенные европейцами земли, приводить в подданство их население, избегать вторжений во владения европейских и азиатских государств и ни в коем случае не информировать иностранцев (в случае встречи с ними) о местах базирования русского флота.

«...Токмо того накрепко остерегаться, чтоб в Американские и Азиатские такия места не зайтить где уже владения европейских го

72