Вокруг света 1976-01, страница 75

Вокруг света 1976-01, страница 75

сударей или китайского богдыхана и японского хана есть, чтоб не вой-тить в подозрение и не открыть бы Камчатским берегам своим приездом пути, о котором они поныне неизвестны, а наипаче в нынешнем тамошнем малолюдстве чрез ту причину не заняли нужных пристаней».

Ну а теперь попробуем кратко подвести итоги. Что же представляла собой камчатская экспедиция — это грандиозное по масштабам и целям предприятие?

МИССИЯ ШПАНБЕРГА

Начать, пожалуй, надо с констатации того, что достоверная географическая карта издавна являлась не просто важным, но и секретным документом. Даже в наше время, в век авиации и искусственных спутников Земли, точные карты многих районов земного шара хранятся как документы исключительной важности.

Что касается географических карт XVIII века, то они, образно говоря, начертаны кровью моряков и слезами их вдов. Когда исчезали на горизонте родные берега, мореплаватели XVIII века доверялись компасу и лагу. По курсу и скорости, полученным от этих приборов, штурман наносил на карту свое счислимое (расчетное) место. Но ветры и течение относили корабль от этой точки. Приходилось уточнять свое положение в океане по солнцу или звездам. Когда же светила скрывались за пеленой туч, расхождение между фактическим и предполагаемым местом корабля («невязка», как его называют моряки) начинало увеличиваться день ото дня.

Именно этим несовершенством средств навигации, а с другой стороны, тягой к сенсации можно объяснить «открытие» Жуана да Га-мы. Конкретнее о нем можно сказать следующее. Упомянутый португальский мореплаватель мог видеть либо мираж, либо Ьстрова Курильской гряды. При этом огромная «невязка» обусловила фантастические координаты замеченной земли, а обследовать ее помешали обстоятельства.

А европейские картографы, избалованные сенсациями эпохи Великих географических открытий, поторопились нанести на карты «Терра Гама».

Аналогичное объяснение можно дать и прочим «землям», упомянутым выше. Стоит, пожалуй, добавить, что европейские мореплаватели зачастую публиковали умышленно путаные координаты открытых земель. Это было действенным средством введения в заблуждение конкурентов и обес

печения тем самым отечественной монополии на владение богатыми территориями.

В данном случае путанице способствовала и японская самоизоляция. Например, нынешняя столица Японии Токио в XVIII веке называлась Иеддо (Эдо). Европейцам же, не искушенным в тонкостях японского языка, нетрудно было переделать название города в некую богатую страну Иезо.

Что же касается японского золота, то Марко Поло никогда не был в Японии и пересказывал с чужих слов. Японцы же, спасенные Атла-совым, очевидно, не уяснили толком, что за мера веса «пуд» и что такое «ящик». (Кстати* сам Атласов отмечал, что его подопечные слабо знают русский.) Можно предположить, что на погибшем судне были две шкатулки с бумагами и монетами, среди которых были и золотые.

С другой стороны, вышеупомянутым японцам было выгодно представиться подданными богатого, а следовательно, и могущественного государства. Это повышало их авторитет на чужбине и стимулировало интерес к ним высокопоставленных особ.

Теперь кратко о замыслах и итогах Второй камчатской экспедиции.

Русские мореплаватели (Прон-чищев, Челюскин, Ласиниус, Муравьев, Павлов, Малыгин, Овцин, Стерлегов, Минин, Харитон и Дмитрий Лаптевы) довольно точ-^ но нанесли на карту северные районы Сибири и убедились в невозможности регулярного судоходства на востоке Северного Ледовитого океана (точнее говоря, в преждевременности этой затеи).

Корабли отряда под командованием самого Беринга (пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел») впервые подошли к берегам северо-западной Америки и нанесли их на карты. Кроме того, они открыли ряд островов Алеутского архипелага и Командорские острова. Причем, маршруты кораблей Беринга наглядно демонстрируют, что он не искал ответа на вопрос, «сошлась ли Азия с Америкой».

А вот отряд капитана Шпан-берга (гукер «Архангел Михаил», дубель-шлюп «Надежда» и палубный бот) совершил ряд плаваний вдоль Курильских островов, достиг Японии (острова Хоккайдо, Хонсю) и даже имел контакты с их населением. Причем контакты эти заслуживают того, чтобы о них рассказать поподробнее.

К тому времени местные власти некоторых японских городов уже понимали, что самоизоляция Японии от внешнего мира вредит ей самой. Именно этим можно объяс

нить доброжелательный прием, оказанный русским морякам: по первой же просьбе на суда экспедиции были доставлены пресная вода, дрова и свежая провизия, затем начались взаимные визиты вежливости и, наконец, товарообмен. Причем все это происходило в обстановке взаимного уважения и понимания.

Русская кухня, водка, а также меха, шерстяные и льняные ткани, стекло и ряд других товаров очень понравились японцам. Русские же обратили внимание на качество японского шелка, фарфора и особенно на золотые монеты. Что из того, что они имели квадратную форму. Вес-то у них был солидный, да и металл был высокой пробы.

Одним словом, начало русско-японских контактов казалось многообещающий. Однако вопреки всем ожиданиям никакого развития этот эксперимент не получил. Дело в том, что японские власти на местах отлично сознавали, чем они рискуют. Ведь дружественный прием иностранцев и самовольная торговля с ними могли повлечь за собой суровые репрессии (вплоть до смертной казни). Вот и решились японские градоначальники на весьма оригинальный трюк: в своих отчетах они описывали все случившееся как самоуправство иностранцев, внезапно появившихся на японской территории. То есть русские сами (без всякого разрешения) брали японские товары и сами же (без всякой договоренности) оставляли взамен свои товары. Их хотели задержать, но они успели скрыться на своих кораблях.

Очевидно, японские градоначальники надеялись, что в столице заинтересуются торговлей с русскими соседями и их рискованный эксперимент будет узаконен.

Чисто научное значение Второй камчатской экспедиции ни в коей степени не следует сбрасывать со счетов. Хотя сибирские казаки и знали о наличии пролива между двумя континентами, никто не знал наверняка, не является ли данный пролив горлом залива и нет ли севернее его перешейка, соединяющего два континента. Не было известно и то, как далеко отстоит Азия от Америки, и многое другое. Например, упомянутая «Земля Гамы» казалась реально существующим островом или даже частью континента.

Одним словом, на севере Тихого океана было много «белых пятен», и они стирались в ходе Второй камчатской экспедиции.

М. ЧЕКУРОВ

73