Вокруг света 1976-02, страница 15

Вокруг света 1976-02, страница 15

Это уже сайгонский номерной знак. Я находился в расположении 9-й дивизии регулярных Народных вооруженных сил освобождения Южного Вьетнама, которой было поручено прорвать последнюю линию обороны вокруг Сайгона и четырьмя колоннами выйти в центр.

Принял меня заместитель командира дивизии подполковник Ди Тьен Тык. Посредине штабной комнаты стоял огромный стол с разложенными оперативными картами. Несколько молодых офицеров наносили на карты поступающие оперативные данные.

В плане Сайгон похож на большую рыбу. Мощная голова ее упирается на востоке в реку: это центр и район Зядинь. Тело вытягивается, сужаясь к юго-западу, а раздвоенный хвост на востоке — это пригород Шо-лон, соединенный с центром широкими прямыми магистралями. Первый полк дивизии шел на город с северо-запада, второй — с запада и третий — с юго-зз-пада, но двумя колоннами. Красные стрелы атаки сходились у президентского дворца.

Накануне штурма Сайгона в город проникли, переодевшись в гражданскую одежду или в форму марионеточных солдат, несколько тысяч специально обученных бойцов. Им были даны точные инструкции: сбэречь особо важные объекты города, особенно мосты на подходах. Кроме того, они должны были обеспечить командиров наступающих подразделений планами Сайгона. Западные журналисты, сидевшие по ту сторону фронта, позже рассказывали мне, что уже 28 апреля в Сайгоне невозможно было купить план города, до того валявшийся в сотнях экземпляров на прилавках уличных торговцев. Полиция считала, что его раскупили беженцы, стекавшиеся в город в те дни. Впрочем, охранка проморгала не только это.

26 апреля полковник Во Донг Зианг, заместитель главы делегации ВРП РЮЗ, направленный в соответствии с Парижским соглашением в Сайгон в 1973 году, провел свою последнюю пресс-конференцию в Кемп-Дэвиде возле аэродрома Таншоннят.

Никто, конечно, и не подозревал, что всего лишь в нескольких метрах от пресс-конференции глава делегации генерал Хо-анг Ань Туан читает только что полученную из центра кодированную радиограмму: «Сколько времени членам делегации необходимо для подготовки собствен

ной обороны на пятачке их территории, окруженной со всех сторон врагами?» После минутного совещания последовал ответ: «Начинайте наступление. Мы готовы жертвовать собой ради освобождения родины».

Двести человек персонала миссии 36 часов подряд рыли бункера с помощью нескольких бамбуковых кольев, лопат и кирок под своими бараками. Делать это надлежало максимально скрытно. Сайгонские генералы так ничего и не узнали. За миссией шпионила бригада аэродромных мусорщиков. С некоторых, однако, пор «мусорщики» предпочитали в Кэмп-Дэвиде не появляться. Однако оставалось кольцо охраны вокруг миссии.

Ночью жители Сайгона услышали приближающуюся канонаду, а утром 30 апреля в районе аэропорта и военно-воздушной базы Таншоннят поднялось в небо огромное зарево. В течение двух часов здесь рвались боеприпасы и самолеты, пораженные огнем артиллерии. Форсировав реку Донгнай, части патриотов окружили Таншоннят и неудержимо устремились на Сайгон.

О том, что творилось внутри города, мне рассказывали западные журналисты, которых еще в начале мая было в Сайгоне великое множество.

Город был объят паникой. В военном атташате американского посольства сразу после бегства марионеточной армии из Дананга занялись подготовкой эвакуации из Сайгона шести тысяч американцев и двухсот тысяч вьетнамцев. Операция получила кодовое название «Визы по талонам». В первую очередь талоны на визу должны были получить люди, сотрудничавшие с ЦРУ. Потом остальные работники администрации, военные.

Слухи о готовящейся в посольстве США эвакуации взбудоражили не только сайгонцев, каким-либо образом причастных к неблаговидным делам временщиков. Они растревожили и людей, ни в чем не повинных, но доведенных пропагандой и постоянными напоминаниями о «приготовленной коммунистами кровавой бойне» до истерики. Начиная с 12 апреля американское посольство осаждали толпы людей, рвущихся к его дверям, рыдающих, кричащих, ссылающихся на своих американских друзей, сующих взятки.

26 апреля из Сайгона на Тайвань на самолете С-118 ВВС США отбыл бывший президент Нгуен Ван Тхиеу. 27 апреля та

лонная виза на выезд и место в самолете стоили уже 16 тысяч долларов. 28 апреля — вдвое дороже. 29 апреля за это же предлагали уже 50 тысяч, но талонов и авиабилетов не было уже и на черном рынке.

Во второй половине дня 29-го взвинченные морские шехотинцы, охранявшие посольство США, с крыши которого поднимались вертолеты с беженцами, забаррикадировали двери консульства. Перед посольством росла толпа. На крышу тянулась густая очередь людей, часами стоявших в ожидании мест в вертолетах, которые должны были отвезти их на аэродром Таншоннят или в порт Вунгтау. Часть запоздавших американцев не смогла прорваться сквозь толпу, и вертолеты подбирали их на улицах. Начался артиллерийский и ракетный обстрел аэродрома, и самолеты там больше садиться не могли.

В море тем временем творилось нечто невообразимое. Авианосцы 7-го флота должны были принимать не только американские вертолеты, но и вертолеты сайгонских ВВС, которые без предупреждения и разрешения бросались на посадочные площадки. Чтобы их расчистить, приходилось сайгонские машины сбрасывать в воду.

За несколько минут до восьми часов утра 30 апреля огромный вертолет американских ВМС сел на крышу посольства США. Это был последний. В топках консульского отдела оставался лишь пепел от уничтоженных документов. Морские пехотинцы сковырнули с крыши вниз на толпу вьетнамцев последние оставшиеся у них канистры со слезоточивым газом. В машину поднялся посол Мартин. В 7 часов 57 минут 30 апреля 1975 года вертолет оторвался от крыши пустого здания посольства.

Человек пятьдесят вьетнамцев толпились еще на крыше посольства, тщетно надеясь на прибытие новых вертолетов...

В эти же минуты на аэродроме Таншоннят в Кэмп-Дэвиде среди горящих обломков самолетов группа усталых, замученных бессонницей людей с красными нарукавными повязками членов делегации вышла навстречу бойцам освободительных сил...

И в эти же минуты по бульва* ру Тхонгнят промчались первые танки патриотов, направлявшиеся к президентскому дворцу...

Ханой — Сайгон,

апрель—май 1975 г.

13