Вокруг света 1976-03, страница 20

Вокруг света 1976-03, страница 20

повседневная жизнь. Священники давно уже научились обходиться без громких слов и прекрасно знают, чем и как привлечь молодое поколение в храм.

Зайдите под своды церкви Ам-стель в Амстердаме. Вы увидите молодых людей, оживленно беседующих у алтаря, столы, накрытые для желающих перекусить, магнитофон или бит-ансамбль, исполняющие самые современные мелодии, пары танцующих.

Если танцы прихожанам не по» душе, пастор предложит им попробовать себя в спортивных соревнованиях. Велосипедные гонки? Пожалуйста. (Церковники не хуже спортивных журналистов знают, что в стране более полумиллиона велосипедистов, что на велосипедах ездит и премьер-министр, и ее величество королева, что велоспорт необычайно популярен среди молодежи. На всех дорогах велосипедистам отведена достаточно широкая полоса рядом с тротуаром: можно спокойно катить по ней, не опасаясь проносящегося рядом автотранспорта ) Соревнования по плаванию или футболу? Нет ничего проще. (В голландских школах детей в обязательном порядке учат плаванию, так что недостатка в пловцах-любителях нет. Ну а уж подражателей таким звездам футбола, как Круифф и Неескенс, просто не счесть. Нидерланды — страна не только велосипедистов, но и футболистов. Половина жителей — поклонники этого спорта, каждый третий мужчина — заядлый болельщик.) Словом, то, что популярно среди юношей и девушек, сразу же берется на вооружение церковью.

Но даже при такой расторопности церковники все же день за днем утрачивают свое влияние на молодежь. Многие голландцы признавались мне, что хождение в церковь для них не больше чем традиция, привычка или развлечение. «Жизнь, знаете ли, — говорили они, — заставляет забыть о молитвах...»

Я вспоминаю энергичного паренька с бензоколонки на шоссе Амстердам — Гаага. В мгновение ока Франк успевал обслужить несколько машин одновременно. Не проповеди священника занимают его мысли, а своя собственная дальнейшая судьба. Франк знает, что нефтяные компании «Эссо» и «Шелл» решили закрыть до 1980 года половину из 4 тысяч бензоколонок в стране. Франк, как и сотни его коллег, останется без работы. А где ее найти?.. . Как раз в то время, когда я

был в Голландии, в газетах появилось сообщение: на улицах Амстердама идут... баррикадные бои. Нет, ничего «особенно серьезного» не случилось. Просто жителям квартала Ньивенмаркт стало негде жить. В городе строится метро, и власти отдали приказ пустить их дома на слом. Как могли, отбивались молодые люди— основная часть жителей этого квартала — от сотен полицейских, вызванных, чтобы «освободить» здания. Победа осталась на стороне полиции. Жертв, к счастью, не было.

В 14-миллионной стране пустует сто тысяч квартир. А миллион граждан нуждаются в жилье. И день ото дня множится число воонботов — заброшенных барж, стоящих на вечном приколе в амстердамских каналах. Зарегистрированы из них тысяча сто, еще больше незарегистрированных — тысячи полторы. Эти старые суденышки стали домом для многих амстердамцев, потерявших всякую надежду найти себе приличный кров. Однако, стоит войти в любой из воонботов, в любую, даже самую тесную каюту, и тут же убеждаешься, что приученные с детства к чистоте и опрятности нидерландцы могут и здесь сотворить «рай в шалаше». Со вкусом обставленный внутри и ярко раскрашенный снаружи, этот «рай», правда, лишен элементарных удобств.

Вот только одна семья — Питер, Ина и их дочка Ингрид, Питер приобрел баржу несколько лет назад за 8 тысяч гульденов (примерно две с четвертью тысячи рублей) и каждый год вносит в муниципалитет еще по 120 гульденов — плату за «якорную стоянку». Супруги устроили в воонботе гостиную, две спальни, маленькую кухню и нашли место даже для кабинета Питера. Плавучий дом обогревается печкой на жидком топливе, еда готовится на газовой плитке, воду приносят с берега в кувшинах.

— У нас есть даже электричество, но... неофициально, — говорит Ина.

Действительно, от уличной системы освещения к барже идет провод. Питер добавляет:

— Полиция смотрит на это сквозь пальцы. Там-то ведь тоже понимают, что нам надо как-нибудь жить.

Неудивительно, что большая часть молодых нидерландцев покидает страну и отправляется искать счастье за границей. До того как Суринам получил независимость в ноябре 1975 го

да многие пересекали океан, завербовавшись на военную службу в экзотической колонии. И очень поздно они понимали, какая им была уготовлена роль — жандармов, безжалостных блюстителей колониального порядка. Один из этих завербованных, двадцатилетний роттердамец по имени Паул, нашел в себе силы дезертировать и, пуская в ход правду и неправду, вернуться на родину. В интервью одному из студенческих журналов он заявил: «Мы должны были использовать дубинки, если же и это не помогало, то нам приказывали примкнуть штыки и атаковать толпу».

Года полтора назад немало шума наделало в Нидерландах' так называемое «дело Феллекоо-па», В Гааге шел процесс против студента Кейса Феллекоопа, отказавшегося служить в армии — составной части натовских войск — по политическим мотивам. Сенсация, однако, заключалась не столько в этом, сколько в том, что обвиняемый использовал суд как трибуну для выступления. Он выступал против участия Голландии в НАТО, против гонки вооружений, которую объявил преступлением против мира. Студента осудили на два года тюрьмы, и тут же по всей стране началось движение солидарности с Феллекоопом. Ему слали в камеру письма, переводы, подарки. А возглавили движение молодые рабочие из СМН 2, студёнты из союзов «Политея» и «Пери-клес» — те самые, которые в годы вьетнамской войны организовали кампанию против применения напалма. (Они собирали средства для покупки пластиковых накидок, защитивших многих вьетнамцев от смертоносного огня.)

Жизнь рассеивает иллюзии многих молодых голландцев. Изменились воззрения даже у тех из них, которые избрали для себя путь служения господу. Молодых теологов стали интересовать вопросы экономики и политики. И студен-

1 Провозглашение независимости Суринама — бывшей Нидерландской Гвианы — одно из последних звеньев в процессе распада голландской колониальной империи. Некогда могучая, эта империя может «похвастаться» ныне только одним владением — так называемыми Нидерландскими Антила-ми, четырьмя островами из группы Малых Антильских островов.

2 СМН — Социалистическая молодежь Нидерландов — прогрессивная молодежная организация, основанная в 1966 году, ассоциированный член ВФДМ. Одной из главных задач СМН ставит распространение идей марксиз-ма-ленинизма среди рабочей молодежи, политическое воспитание молодежи.

18