Вокруг света 1976-03, страница 21

Вокруг света 1976-03, страница 21

ты богословских факультетов обратились к марксистской литературе. На здании Католической высшей экономической школы в Тилбурге висит плакат: «Экономическая школа имени Карла Маркса».

О «ГНОМАХ»-УТОЛИСТАХ И НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ТОРГОВЛЕ

Теперь пора вспомнить о «Прово» Что стало с этой леворадикальной группой? Ведь со времени ее создания прошло почти десять лет. Те, кому было тогда двадцать, вступают ныне в свое четвертое десятилетие. Как вообще меняются взгляды «сердитых» или, наоборот, «безучастных» с течением времени? Какие проблемы встают перед былой неуемной молодежью в том возрасте, когда и молодежью-то ее уже не назовешь, когда период «отрицания авторитетов» сменяется периодом серьезного обдумывания житья своего?

На эти вопросы нет однозначного ответа. Одни напрочь забывают о годах безудержной юности, теряют пыл в текучке повседневных забот. Пройдет еще несколько лет, и они сами начнут с раздражением посматривать на метания нового поколения. Другие с той же восприимчивостью, с какой они ранее поддавались эпидемии неограниченной свободы, вседозволенности, кидаются исповедовать совершенно иные взгляды, порой полярно противоположные: переходят в лагерь консерваторов, реакционеров. Таков удел «самых-самых левых» — лидеров и активистов троцкистских, анархистских группировок. Третьи... третьи просто становятся умнее.

«Провокеров» больше не существует .Они стали кабаутерами. Слово это пришло в современную голландскую лексику из средневековых сказок и означает эльфа, гнома, карлика. Если добраться до смысла, вкладываемого в него бывшими членами «Прово», то позицию последних можно выразить так: в душе каждого человека, скованного буржуазной цивилизацией, живет крохотное создание, по своей сути доброе; все силы необходимо направлять на то, чтобы выпустить его из заточения

Многие воззрения кабаутеров по-прежнему наивны. Они мечтают о «создании Утопии», с серьезным видом рассуждают о некой «контркультуре», о необходимости «просачивания в истэблишмент (буржуазный порядок) с целью его гуманизации» Но в то же время «гномы» ставят перед со-

2*

Этот воонбот — один из двух с половиной тысяч стоящих на приколе в амстердамских каналах — стал домом для Питера, Ины и маленькой Ингрид.

бой и практические задачи. В их программу входит активная помощь престарелым и инвалидам, озеленение города («Пусть будут скверы и даже огороды в черте

Амстердама, но только не бензиновый чад и промышленные газы!»), изгнание из перенаселенных городов автомобилей и замена их дешевыми велосипедами и

19