Вокруг света 1977-01, страница 24TXrVA, Л А У К, СВОЮ Л РЯЖУ _ середине XVI столетия * -Л воинственное племя динё I J покинуло в поисках охотничьих угодий канадские прерии и устремилось на юг. Продвигаясь 13 с боями через земли незнакомых и враждебных племен, оно дошло до засушливых, но богатых дичью равнин юго-запада нынешних Соединенных Штатов. Здесь племя дине впервые столкнулось с белыми. То были испанцы. От испанцев люди дине получили название «навахо», под которым их знают и поныне, здесь они и познакомились с невиданными животными — лошадьми и овцами. Сначала дине — впрочем, теперь уже навахо — охотились на лошадей и овец, как на любую привычную им дичь. Но после испанских карательных экспедиций навахо, сами отличные воины, по достоинству оценили боевые качества человека на коне. Первых коней навахо выменяли у тех же испанцев и у соседних индейцев — мирных земледельцев пуэбло, а со временем стали их угонять или же отлавливать мустангов — одичавших потомков испанских коней. Превратившись в искусных наездников, навахо стали грозной силой. Испанским гарнизонам зачастую приходилось отсиживаться в крепостях; индейцы-пуэбло спешно укрепляли глиняные стены своих деревень. Привлекли внимание навахо и овцы — очень им пришлась по вкусу баранина, а еще больше они оценили овечью шерсть. Женщи-ны-навахо ткали из нее одеяла, в которые закутывались воины и охотники, и тогда они заменяли верхнюю одежду, а если ночь заставала их вдали от дома, то и постель. Такими же одеялами завешивали дверной проем. Ткать женщины-навахо научились от захваченных мужьями женщин-пуэбло, и сначала в узорах на навахских одеялах копировали традиционный орнамент своих пленных. Но через короткое время, выработав собственный стиль, навахо превзошли своих учителей. Испанский губернатор Фернандо Чакон писал в самом конце XVIII века, что ткачихи-навахо работают лучше испанок.
|