Вокруг света 1977-04, страница 53i * * Т У на базаре, сказал Рази, а туда заберешься — за час не выберешься. Глупец тот, добавил он, кто уйдет с бухарского базара, ничего не купив; дважды глупец, кто придет туда только покупать. Наскудо мы купили быстро — три штуки: круглую, яйцевидную и в форме груши, и, значит, глупцами уже не были, но, чтобы не оказаться дважды глупцами, не спешили уходить. Ходили, приценивались, пробовали. Какая-то женщина торговала крупной желтой морковью. Одни брали морковь целой, другим она нарезала ее соломкой — и так быстро, словно швейной машинкой строчила. — На плов берут, — пояснил Рази — Потом в горпарк пойдем, поедим лагмана. Вдруг за спиной раздался низкий и протяжный рев. Он перекрывал гомон базара, и ему вторил барабанный рокот, негромкий, но ясный. Я обернулся. На эмалевом фоне осеннего 'бухарского неба неожиданно выросла фигура человека. Он стоял на желтой стене, вздымая длинную трубу-карнай. Я .взглянул на Рази, но нас разделил старик, степенно проезжавший на ишачке. Ишачок, видать, заинтересовавшись, остановился и стал крутить головой. Тем временем карнай заревел снова. Прошло несколько минут, прежде чем Рази добрался до меня. — Дарваз выступает, — сказал он, опережая .мои вопросы. — Народный цирк. — Самодеятельность, что ли? — (уточнил я. — Зачем самодеятельность? — обиделся краевед. — Артисты они, а вообще-то колхозники. Выступают, когда в поле работы нет. В самодеятельности любой выступает, а эти — циркачи наследственные. В семье у них так было заведено. В одной семье тюбетейки вышивали, IB другой вот эти наскудо твои делали, еще кто-нибудь колыбельки для ребенка мастерил. Короче — народный промысел, традиционное искусство. В кишлаках раньше, когда праздник, канаты натягивали и соревновались — кто по канату лучше ходит. Не у всех, конечно, получалось, не все и пытались. Но у кого лучше других выходило своих де 4* |