Вокруг света 1978-03, страница 63

Вокруг света 1978-03, страница 63

Мастер А. Н. Шленчик за рабо-

пальцев, что расширяет технические возможности инструмента... Расчеты, сделанные А. Н. Шлен-чиком, дают возможность ставить вопрос об изготовлении сопилок в массовом порядке».

Таких сопилок, изготовленных из мореного граба, клена, бузины и отшлифованных до зеркального блеска, мастер сделал около тысячи. Не случайно о нем говорят: «Лучший мастер среди музыкантов, лучший музыкант среди мастеров». Шленчиком созданы целые семейства мандолин, кувиц (на них играли еще в Запорожской Сечи), цимбал, жалеек, рожков, тростниковых дудок-очеретянок, гуслей. Ему много раз присуждались премии и почетные дипломы, многие музыканты гордятся, что играют на его сопилках, бандурах и мандолинах. Но особую радость

ЗВОНЧАТЫЙ ПСРСЛАДЩ

Старинный музыкальный инструмент — гудок, найденный при раскопках новгородской усадьбы XIV века.

Александру Никитовичу доставляла работа над восстановлением и усовершенствованием забытых и почти исчезнувших инструментов. Так было, например, с творениями народа коми — чипсаном, бадьпу, сюмодом; так было с литовской лимздели, с итальянским оккари-но, с украинской козой

Последним открытием Шленчи-ка стал «звончатый переладец» — гудок, предок или ближайший ро

дич скрипки. «Снежный человек» средневековой славянской музыки, как окрестили его ученые-му-зыковеды. Легендарный инструмент дерзких народных шутов-скоморохов, голоса которого еще не слышало современное поколение людей...

Грустная история у русского гудка. Судя по былинам и историческим песням, он сопровождал многолюдные народные торжества; непрерывное басовое гудение из-давала при этом верхняя «солирующая» струна, как, например, при игре на лире... В течение

многих лет не один исследователь музыкального фольклора мечтал найти древний гудок, услышать его голос, узнать репертуар гу-дошников и таким образом прочитать важную, почти стершуюся страницу в истории народной музыки. Но инструмент словно скрылся в дымке веков, оставив в руках музыковедов лишь косвенные свидетельства своего существования.

«Диавольским сосудом» заклей мили гудок церковники, «звончатым переладцем» нарекли его заливные песельники-скоморохи. На нехитром своем инструменте ис

61