Вокруг света 1978-08, страница 15

Вокруг света 1978-08, страница 15

деревня, судя по карте, Верхние Ачаки, центральная усадьба колхоза «Ленинская искра».

Где же здесь покоренные овраги? На краю одного виднелись «снопы» хвороста. Пошел туда и увидел, что внизу, по самому днищу, работают колхозники, забивают в землю приготовленные заранее столбики, а меж ними закладывают «снопы» крепкого хвороста: делают фашинные запруды. Потом я узнал, что это работало одно из звеньев колхозной противоэрозийной бригады. Весной, когда пойдут талые воды, запруды забьет илом, наносы будут делаться все выше и закроют путь воде; донный размыв прекратится.

Слева обнаружился уже заросший овраг. Столбики с хворостом чуть виднелись внизу' в травах и кустиках, что начали заполнять оба овражьих берега. Обходя село Верхние Ачаки с разных сторон, я наткнулся еще на несколько таких стареющих, мелеющих оврагов; иные были уже и на овраг непохожи, густо засаженные деревцами, и дна, где был размыв, не найдешь.

Значит, тут, вокруг села, овраги действительно покорены... Но я все-таки нашел два не тронутых людьми оврага с оскалом красной глины. Не дошли еще руки, не дошли. «Ну, хорошо, — сказал себе, — допустим, покоренные овраги —

правда. Такое есть и в других районах. Однако, нигде, ни в одном колхозе, нет в штате агронома по охране природы...» В правлении колхоза моему вопросу не удивились, сказали, что агроном по охране природы Василий Константинович Беляков в колхозном лесу.

Так два ждущих своей очереди оврага оказались единственной ошибкой в «сюжете».

Председателя колхоза Аркадия Павловича Айдака на месте я не застал — он был в дальнем селе с самого утра.

Только к вечеру мы встретились, познакомились и разговорились. Председатель невелик ростом, худ. динамичен, прям и резковат. Такой чаще не нравится. Симпатия тут приходит с пониманием главного дела человека. А главное дело бывшего секретаря Ядринокого райкома комсомола Чувашии Аркадия Айдака — жизнь и работа людей, живущих в Верхних и Нижних Ачаках, в Больших Шемердянах и Яровойка-сы... Сев, урожаи, заготовки — заботы каждого колхоза, но с одной принципиальной, далеко пока не всеобщей установкой: «без благоденствующей природы нет высоких урожаев, нет хозяйственных успехов». Это из его книжки. Это его рабочий принцип.

В «Ленинской искре» я пробыл почти месяц. С утра до вечера ездил по колхозным по

лям, землям — то с Айдаком, то с Беляковым, штатным агрономом по охране окружающей среды, которые мне все показывали и объясняли. И поэтому им я и предоставляю слово.

Председатель: Чувашия... Овраги, мелкие речки, лески. Просторы... Села, дороги, поселки, города, стройки. Люди, люди среди природы. Овраги у сел поросли бедной травой. По их склонам пасутся коровы, овцы, свиньи. Трава вытоптана скотом, много проплешин, земля оголена. Это сделали скот и вода, .которая смыла плодородную почву. На краю овражьих обрывов сидят пастухи и с тревогой глядят на «дело коровье», а ведь на самом-то деле рук человеческих. Скот пасут здесь по оврагам издавна. Лугов почти нет — мало ровной земли, ее и на пашни-то не хватает. Однако других подножных кормов не имеется. Но ведь эта самая трава — единственная защита почвы в оврагах от потоков вод сверху, ее вытаптывание скотом и открывает путь этим потокам, то есть водной эрозии. Росту тех же оврагов.

Мы восток Нечерноземья. Мы издавна глубоко «внедрились» в земли и леса. Используем их в повседневной жизни для своих нужд. Природа вроде бы терпит. Молчит... И понемногу хиреет, иссякает Нуж

XX ВЕК: ГАРМОНИЯ ЗЕМЛИ И РАЗУМА