Вокруг света 1978-11, страница 63му было ясно, что Андри никогда не сделал бы подобного предложения, если бы не был уверен в поддержке лемуров. Однако устраивающая стариков мистическая форма отказа от фади была соблюдена, и любому ортодоксу, заподозрившему подвох со стороны молодежи, можно было всегда ответить: «Хорошо, пусть даже друзья Андри заранее приманили лемуров. Но если бы те были против их затеи, они могли бы убежать в лес и не участвовать в кабари». Старики посовещались и передали Андри свое благосклонное согласие. Женщины затянули монотонную песню, а несколько юношей из тех, что собирались вчера в нашей хижине, бросились в лес. Не заставив себя долго ждать, они вскоре вернулись в сопровождении моего мудрого знакомца ранхаги Р. На плече у каждого сидело по сифаке. — Я надеюсь, что почтенный ранхаги Б. согласится с тем, что, откликнувшись на приглашение молодежи пожаловать в гости, сифаки дали понять, что не в обиде на нас? — спросил поддерживавший Андри мужчина — секретарь собрания. Ранхаги Б. слегка кивнул головой. Другие старики последовали его примеру. Затем жители Андрофари проголосовали за отмену фади на выращивание ванили, ношение сандалий детям и юношам, использование тропинки, над которой отдыхают бабакуты, и обработку земель, которых не возделывали разана. Секретарь собрания почему-то сначала спросил, кто будет против подобной отмены, но таковых не оказалось. Старики от голосования воздержались, а молодежь, женщины и мудрый Р. проголосовали «за». В сгущавшихся сумерках мне даже показалось, что сифаки, глядя на людей, радостно тянущих вверх руки, тоже подняли свои белые лапы. Когда следующим утром мы уезжали на грузовике в Анта-лаху, попадавшиеся нам по пути мальчишки шли а школу по еще вчера запретной дороге в сандалиях, сплетенных из волокна пальмы — рафии. Я поздравил Андри с завершением успешной кампании борьбы против суеверий. Он смущенно улыбнулся. «Чтобы покончить здесь со всеми фади, — сказал он, — придется провести еще не одно кабари. И может быть, потруднее сегодняшнего...» Остров Мадагаскар А. НИКОЛАЕВСКИЙ, Фото автора наш спец. корр. ДОЛГОЩЕЛЬСКАЯ ВЕРФЬ есна запаздывала, реки были подо льдом, в лесу снег, и в Мезени я застрял основательно. Местный аэродром принял наш Ан-2 из Архангельска, а дальше все сельские посадочные площадки были закрыты. А я должен был как можно скорее попасть в Долго-щелье, чтобы не пропустить день закладки карбаса Первой открылась посадочная полоса в деревне Сояна, что расположена на реке с одноименным названием, левом притоке Кулоя. От Сояны до Долго-щелья сорок километров рекой вниз по течению. Сояна стоит на высоком берегу узкой извилистой лесной реки. Полторы сотни домов, рыболовецкий колхоз. До Белого моря 50 километров, но соянцы там бывают редко: они ловят рыбу в озерах, расположенных вверх по реке, и, кроме того, имеют два собственных траулера, плавающих в Атлантике. В Сояне я провел Два дня, ожидая, когда на Кулое у Дол-гощелья закончится ледоход. Ходил по деревне и чувствовал, что хотя дома здесь такие же, как и в Долгощелье, — огром- 1 Начало см. «Вокруг света», 1978, № 5 — В. О р л ов, «Серый парус карбаса». ные, крытые тесом, с серыми от времени и непогоды стенами, и небо здесь такое жр — с низко бегущими облаками, и говор тот же, а все-таки деревня сильно отличается от Долгощелья. Потом понял — здесь нет привычных для Поморья карбасов. Сояна — быстрая, легкая и извилистая река, и лодки «соянки» приспособлены именно к ней. Узкие, длинные, с низкими бортами, они очень быстроходны, но в море на таких не поплаваешь. Зато вверх по реке, по порогам, в озера на них пройти несложно. Второе отличие — в характере людей. В Долгощелье — рядом море, два раза в день поднимается по реке морской прилив, и вода со скоростью 5—10 километров в час идет вверх, против течения. Пропустишь отлив, не уйдешь в море и жди нового отлива. А возвращаясь с рыбной ловли, у устья Кулоя надо опять ждать воды — прилива, иначе с течением не совладать. Море, смена приливов и отливов, сильные морские ветры сформировали особый характер долгощель-цев — они скоры в движениях, им не свойственна медлительная задумчивость. Соянцы же озерные поморы — неразговорчивы, спокойно-рассудительны. Они знают, что их река Сояна 61
|