Вокруг света 1978-11, страница 80

Вокруг света 1978-11, страница 80

«НЕ НАСТУПИ!»

Гремучие змеи распространены во многих штатах Америки, в Пенсильвании — в том числе. Издавна они причиняли массу неприятностей трапперам и фермерам, и поэтому люди здесь изобрели немало способов ловли этих ядовитых пресмыкающихся, снабженных, в отличие от всех прочих, трещоткой на хвосте. Где охота — там часто спорт, где спорт — там спортивные, ну, полуспортивные состязания. Одно из таких необычных соревнований проходит каждый год в пенсильванском городке Кросс-Форк.

Сначала змей отлавливают охотники, что само по себе не простое занятие. Затем «гремучек» по одной выпускают в специальный загон, где любой желающий может попробовать поймать их еще раз и посадить в мешок. Правила обусловливают приемы ловли и орудия (палка да мешок — больше ничего не полагается). Кто быстрее справится со змеей — тот и выиграл. Есть еще одно условие — неписаное, но его свято соблюдают все участники: укушенный змеей победителем быть не может. Недаром флаг, под которым проходит состязание, предупреждает (словами самой змеи) собравшихся: «Не наступи на меня!»

К ВЫДРАМ — В «ВЫДРОМАСКЕ»

Гигантская бразильская речная выдра — животное во всех отношениях незаурядное. Во-первых, она действительно гигантская: в длину достигает двух метров. Во-вторых, выдры эти чрезвычайно общительны, живут большими сообществами и никогда не покидают своей территории. В-третьих, у них очень ценный мех. Все эти обстоятельства вместе и послужили причиной тому, что уникальный вид начал скоропалительно исчезать: охотники и браконьеры в течение многих лет безжалостно били гигантских выдр по всему бассейну Амазонки.

Американский зоолог и писательница Николь Дюплэ почти два года изучала повадки выдр в отдаленных районах Суринама: не зная условий их жизни, спасти животных от исчезновения практически невозможно. И задача эта оказалась очень нелегкой. Исследовательнице пришлось заказать резиновую маску, точь-в-точь копирующую голову выдры: только в ней можно приблизиться к животным в воде. Немудрено! Выдры стали очень пугливы: ведь они-то уж прекрасно знают, что такое человек!

ПОДВОДНЫЕ ПЕГАСЫ

Ну совершенно не поймешь, что это такое — то ли водоросль, то ли веточка причудливая, то ли корешок какой-то... Может, зверь диковинный? Это не зверь, а редкая рыба под названием пегасус. Ничего удивительного

здесь нет. Морской конек и морская игла — тоже рыбы, и вместе с пега-сусом они входят в од,но семейство.

Крылатый морской конек, длиной до 30 сантиметров, живет в прибрежных водах Австралии на глубинах 10— 20 метров. «Крылатый...» Если у мифического Пегаса были все же настоящие крылья, то у этого — былинки какие-то, листики. Оттого и два подвида пегасуса — травчатый и листовой, названные по внешнему облику плавников. Мимикрия у этих коньков отменная — в водорослях нипочем не отыщешь. Все же некоторые морские хищники научились разбираться, что к чему, и в целях обороны тело пегасуса одето в прочный панцирь. Но плавники-листики — тонкие. гибкие, полупрозрачные. Шевелит ими фантастическая рыба и тихо плывет над дном, собирая длинным рыльцем микроорганизмы и червячков. В сети пе-гасусы не попадаются, поскольку живут в густых водорослях, рыболовные крючки и вовсе игнорируют. Только и видят их рыбаки, когда невероятные тельца этих рыб выбрасывает на берег штормом. А такое случается совсем не часто...

ПАСТА, СКРОЙСЯ!

Это может случиться с каждым. Выдавливая зубную пасту из тюбика, мы иной раз не рассчитываем силу нажима и выдавливаем значительно больше пасты, чем нужно бы. Шотландский изобретатель Мак-Гаверн готов прийти на помощь опечаленному этой незадачей человечеству. Он конструирует устройство, которое сможет возвратить излишек пасты в тюбик. «Мир будет мне благодарен!» — уверяет изобретатель. Насчет мира неизвестно, но то, что жители Абердина, родного города специалиста по тюбикам, будут ему признательны, — это факт. И жители Габрова тоже. Ведь всем известно, что по части бережливости габровцев и абердинцев никто превзойти не может.

ХОББИ, КОТОРОЕ КОЛЕТСЯ

Членов этого клуба коллекционеров в Калифорнии всегда узнают по порванным брюкам. Они собирают образцы колючей проволоки, которой фермеры в США огораживают свои плантации и пастбища. По словам президента клуба, на свете имеются 822 различных вида колючей проволоки, и именно этот факт повергает его в глубокое уныние. Дело в том, что личная коллекция президента немного «не дотягивает»: она насчитывает 401 вид. «Не беда, — утешают его единомышленники, — еще каких-нибудь сто пар брюк, и титул «самого колючего человека в мире» в кармане!»