Вокруг света 1980-02, страница 64

Вокруг света 1980-02, страница 64

РОГ. КОТОРЫЙ стоит головы

Еще несколько веков назад в Африке их насчитывалось сотни тысяч. В 1969 году только в Кении существовала популяция черных носорогов в 20 тысяч голов, к сегодняшнему дню она сократилась в десять раз. С белыми носорогами (которые называются белыми из-за ошибки в переводе с африкаанс, в действительности они серовато-коричневые или буро-желтые) дело обстоит еще хуже: во всей Центральной Африке и Южном Судане их осталось не более тысячи. В чем же причина? Чем носорог столь навредил человеку? В сущности, вопрос пустой и бессмысленный. Иные виды животных человек за свою историю истребил походя, вроде бы не со зла и не с добра, словно и не замечая потери. То же грозит носорогу. И ничем он не вреден: безобидный, мирный (если на него не нападают) вегетарианец, а грозный рог служит ему не для нападения, а для обороны.

Но в Китае, например, измельченный в порошок носорожий рог ценится выше золота и слывет отменным приворотным средством. Оптовые торговцы беззастенчиво скупают в массовых количествах рога у африканских браконьеров.

В йеменской Арабской Республике рога идут на изготовление резных рукояток сувенирных кинжалов-джамбий. Говорят, один ножедел поставил даже «рекорд»: за два года он обработал рога, которые стоили жизни... 5600 носорогам!

Что же делать? Спасать! Всеми мерами и всем миром. Именно на это направлены сейчас усилия многих международных и национальных организаций по охране дикой природы. Ведь в списке животных, которым грозит полное уничтожение, вегетарианец-носорог стоит на одном из первых мест.

БАМБУКОВЫЕ ШЕСТЫ «С И ГАЛЕ-ГАЛЕ»

Все началось с того, что Си Раджа Ба-так, проживавший на небе, увидел с высот озеро Тоба и окружающие его горы. Красота этих мест настолько пленила небожителя, что он не раздумывая взял бамбуковый шест, спустил его на вершину одной из гор и скользнул по нему на землю.

От Си Раджи Батака и пошел на острове Суматра многочисленный и славный народ батаков. Впрочем, батаки племени тоба, живущие вокруг озера, вносят в легенду уточнение: прямые потомки Си Раджи — именно они, а другие — просто родственники. И в доказательство приводят аргументы: «Кто еще, кроме тоба, устраивает ежегодно на одном из озерных островков праздник «сигале-гале»?

На празднике пляшут самые красивые девушки-тоба: пусть видит дух прародителя, что родные его края по-прежнему прекрасны. Прыгают с шестом юноши, тоба управляются с бамбуком не хуже, чем сам Си Раджа Батак.

А потом под звуки оркестра-гамелана огромные куклы разыгрывают всю историю нисхождения первого батака на землю.

На «сигале-гале» съезжаются батаки разных племен, но только как зрители; выступают одни люди тоба. Ведь кто еще может так скрупулезно точно помнить всю легенду, как не прямые потомки Си Раджи Батака, прыгнувшего с неба прямо на вершину горы на берегу озера Тоба?..

ПЕДАЛЬНАЯ «РЫБКА»

Ситуация ясна: если нет бензина — а во многих странах это частая картина на бензоколонках, — то надо пользоваться безмоторными экипажами. Гужевой транспорт и велосипед — безусловно, выход из положения. Но не только. Ведь для безмоторных средств передвижения не существует особых регламентов и жестких технических условий, так что простор для фантазии здесь поистине безграничен. Именно фантазией (а также еще кое-ка

кими причинами, о которых будет сказано ниже) можно объяснить факт организации уличного дерби художников в Сан-Франциско, где в гонках участвовали 87 педальных и самокатных колясок. Самодеятельные дизайнеры постарались на славу: здесь был экипаж, выполненный в виде огромной, разинувшей рот рыбы, самокат в виде гигантской морковки повозка, представляющая собой... огром ную вскрытую консервную банку с cap динами. После длительных дебатов компетентное жюри присудило первый приз «золотой рыбке», запечатленной на нашей фотографии. Она украшена пуговицами, дешевыми бусами, игрушками, осколками зеркал, ключами от дверных замков и даже цветными карандашами. Остается лишь добавить, что сбор от уличного дерби пошел на покупку работ неимущих художников для музея современного искусства, а это уже немаловажно. Не бензином единым жив человек.

ПОГРАНИЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Семья Матиссен спит в одном государстве, а обедает в другом. Потому что уже в течение нескольких столетий Нидерланды и Бельгия не могут уточнить здесь пограничную линию. Половина усадьбы Матиссенов находится в одной стране, половина — в другой. Пограничный городок Барле-Хертог, насчитывающий 8 тысяч жителей, имеет все в двойном количестве: двух мэров, две полиции, два налоговых управления. Катрин Матиссен, бельгийка, которая постоянно возится в своей голландской кухне, очень недовольна таким положением: «Мы должны точно различать, какие из наших коров считаются бельгийскими, а какие голландскими, иначе при купле-продаже нас могут обвинить в контрабанде».

ЛЯГУШКИ СМЕЮТСЯ

S Швейцарии примерно четыреста музеев. Точных данных нет, потому что ежегодно возникают новые мини-экспозиции. Одним из курьезнейших считается лягушачий музей в городе Эставайе-ле-Лак, созданный капитаном Франсуа Перье в середине прошлого века. С необычайным мастерством Перье препарировал лягушек, наполнял их тело песком и покрывал бесцветным лаком. И создавал с помощью земноводных жанровые картинки, карикатуры на современное ему общество. Вроде приведенной на этой фотографии, которая изображает судью и его писаря.

Г