Вокруг света 1981-05, страница 64

Вокруг света 1981-05, страница 64

«ЯГУАРЫ» БЬЮТСЯ ЗА ДОЖДЬ

Каждый год в мае, в дни, соответствующие месяцу Уэй Тосостли по ацтекскому календарю, на площади мексиканского города Ситлала (штат Герреро) собираются люди-ягуары. Все остальное время года это обыкновенные горожане — рабочие, ремесленники — и жители окрестных деревень, индейцы науа. Но в условленный пень они облачаются в пятнистые одежды, надевают тяжелые и прочные кожаные маски-шлемы устрашающего вида, вооружаются кнутами и, преобразившись таким способом в «ягуаров», выходят на бой. С кем? Вообще говоря, друг с другом, но не в этом суть. Главное — бой со стихией!

Обычай уродился в древние ацтекские времена. «Ягуары» устраивали сражения в начале засушливого сезона, надеясь, что великий бог дождя Тлалок заметит их боль и кровь и ниспошлет на землю живительный священный ливень. Бились всегда неистово, обрушивая на головы единомыш-ленников-соперников мощные удары кнутов.

Ныне во время поединков дело до увечий не доходит (ранее случались даже смертельные исходы, но теперь судьи тщательно следят за соблюдением щадящих правил). Однако ритуал соблюдается каждый год.

— О наших боях мало кто знает,— говорил один из «ягуаров», утирая пот после тяжелого боя.— Пусть! Мы сражаемся во благо всего мира.

ПО ЧИСТУЮ ВОДУ К МУТНОЙ РЕЧКЕ

Шри Ланка издавна экспортирует драгоценные камни. В наше время добычей их занимаются не только национальные компании, но и, как встарь, старатели-одиночки: государство поощряет их труд и соответственно вознаграждает за найденные камни.

В период муссонов разбухшие реки несут с гор массы ила, а в нем изумруды, сапфиры, рубины, вымытые потоками воды из скальных пород в центральной части острова. На равнинах реки успокаиваются, а ил с камнями оседает на дно. Здесь и «поджидают» добычу старатели. В поисках, вообще говоря, нет никакой системы: драгоценности разбросаны по всему руслу. Поэтому добытчикам приходится рассчитывать только Tia везение.

Целыми днями копаются старатели в наносах ила, стоя по пояс в мутной воде. Мелких камней набирается за сезон достаточно, но каждый добытчик лелеет мечту: «Вот-вот не сегодня-завтра попадется царь-камень: самый-самый большой, са-мой-самой чистой воды...»

СТЫДЛИВЫЙ ДУБ АЛЕНТЕЖУ

Португалия дает около двух третей мирового сбора пробки. Здесь, в области Алентежу, обширнейшие плантации пробкового дуба.

Дерево должно достичь пятнадцатилетнего возраста, прежде чем с него можно срезать — без ущерба для здоровья дуба — легкую пористую «кожу». А следующий сбор пробки только через девять лет: иначе дереву не выжить, да и пробковый слой не достигнет товарной кондиции.

Очень осторожно срезают сборщики кору с дуба — стараются не повредить ярко-красный луб: только при этом условии дерево сохранит свою силу. По поводу

цвета луба у сборщиков пробки есть несколько мнений.

— Все дело в том, что дуб очень стыдлив,— говорят одни.— Потеряв всю свою одежду, он краснеет.

— Нет.— возражают другие.— Это на стволе проступает кровь дерева. Дуб — живое существо, ему больно, но он стоически переносит муки, потому что понимает: пробка нужна людям. И не только для закупорки винных бутылок. Пробка — это прекрасная тепло- и звукоизоляция, подошвы для модной обуви. Наконец, спасательные пояса и круги: синтетика не всегда может заменить старую добрую надежную пробку.

КАМЕННЫЕ «ЦИМБАЛЫ»

При археологических раскопках во Вьетнаме обнаружен уникальный каменный музыкальный инструмент, изготовленный еще до новой эры. Он состоит из 12 продолговатых камней длиной от 45 ао 103 сантиметров и весом от 5 до 28 килограммов и звучит весьма мелодично. Вьетнамские композиторы уже создали несколько произведений для оркестров, куда включены эти древние «цимбалы».

КОРРИДА С КОНДОРОМ

Почти во всех испано- и португалоязычных странах проводятся бои быков. В Испании — коррида, так сказать, классического образца. В Португалии, на Азорских островах — другая, бескровная. Любопытнейшая разновидность корриды существует в Перу: в роли тореро выступают... кондоры. Эти поединки проводятся в высокогорных андских селениях в день национального праздника Перу.

Андская коррида имеет давнюю историю и наполнена особым смыслом. Как известно, крупный рогатый скот в Южную Америку завезли из Испании. Испанцы же принесли и традицию боя быков. Однако индейцы кечуа и аймара переиначили ее на свой лад. Бык воплощает силу испанских завоевателей, а кондор — священная птица инков — стал символом борьбы за независимость испанских колоний. Со временем, когда андские страны добились независимости, индейская коррида утратила свое политическое значение, но осталась главным «номером» ежегодной праздничной программы.

Казалось бы. что может птица сделать быку, превосходящему ее по весу во много раз? Кондор нападает сверху и вонзает когти в шею быка, а дальше начинается нечто'Вроде родео. Сумеет бык сбросить кондора — победа за ним. Если же нет — а такое случается очень часто,— то через несколько минут кондор, изнурив окровавленного быка, одерживает верх.