Вокруг света 1981-06, страница 66джон браун Человек, который говорил с картиной Ты, конечно, понимаешь, что даже мысль, будто разговариваешь с картиной,— нелепость? Правда, Джером? — Само собой,— ответил Джером. — Надеюсь, ты не забрал себе в го^ лову, будто и вправду можешь разговаривать с картиной? — осведомился дядя Гарри. -— Кто его знает,— откликнулся Джером.— Мне известно одно — я слышу голос. И все тут. — О, разумеется! — отозвался дядя Гарри.— Раз тебе чудится голос, идущий от картины, тут уж ничего не поделаешь. — Нечего остроумничать! — огрызнулся Джером. — Ну что ты, мой мальчик,— усмехнулся дядя Гарри.— А знаешь, в чем твоя беда, Джером? Нет? Я тебе скажу. Ты свихнулся — вот она, Джером, твоя беда. Уж конечно, доктора, эти умники-разумники, наверняка выискали для этого словечко помудрее. Но как там ни назови — суть одна. В мое время не мудрили. Сказали бы просто и ясно: ты свихнулся, да и запихнули бы в - соответствующее место. — Но я вовсе не свихнулся! — выкрикнул Джером.— А ты же знаешь, я советовался с психиатром. — Конечно! — сказал дядя Гарри.— Выложи он так вот напрямик, что ты свихнутый, да ты бы перепугался до смерти, и поминай как звали. Чего же ему пациента-то терять? Ты — «эмоционально неуравновешенный» или «галлюцинируешь под влиянием стресса». Наслушался я всех этих выдумок. — Нет, мой врач совсем не т/ кой,— заупрямился Джером.— Я ему все рассказал, и он очень, очень мне сочувствовал. — Так уж и все рассказал? — полюбопытствовал дядя Гарри.— И про то, что человека убил? — Нет! Про это-то, конечно, не сказал! — Уж я думаю. Ты только и сказал ему, что с тобой разговаривает картина. Но не объяснил, что это портрет человека, которого ты убил. Очень бы тебе этот добряк-доктор посочувствовал, выложи ему это! — Я решил, что подробности ему знать неважно. — Очень даже важно. Одно дело, он считает, что все это так вот вдруг — раз, два, три — и хлоп: с тобой говорит картина. Тут он станет исследовать твою психику. А объясни ему, что это портрет человека, которого ты убил, он бы не сомневался, что говорит не картина — твоя совесть. — Подумаешь, совесть! Чушь одна и чепуха! — Конечно, совесть. Будь у тебя тогда совесть, ты бы подсыпал какой-нибудь быстродействующий наркотик, а то подмешал медленный и болезненный. — Да откуда же мне знать, как действуют наркотики? Я-то их не глотаю. — Нет, Джером, не глотаешь. Но ты парень сообразительный. И жадный. Ух, какой жадный! Да, я тебя еще не поздравил с успехом — мастерски ты подделал подпись на завещании. Долго тренировался? — Месяца три. — Отлично сработано. Но знаешь, вся эта сообразительность тебе сейчас не поможет. Денежками-то, которые унаследовал, тебе так и не попользоваться. Ты ведь и сам это знаешь, а, Джером? — Почему это не попользоваться? — поинтересовался Джером. — Потому что психиатр, умник этот, разумник, засадит тебя в сумасшедший дом из-за этих разговоров с картиной. — Да он и в мыслях того не имеет! — Не имеет? Я что, ослышался: ты ведь говорил горничной, будто завтра идешь в больницу сдавать анализы? — Ну, иду, но это самые обычные анализы. Такие всегда делают. — Ты так считаешь? Ну да не расстраивайся,— ласково успокаивал дядя Гарри.— Если тебя туда запрячут, я приду навещу. — Еще чего! — Джером повернулся и пошел прочь. — Джером! — В голосе дяди Гарри прозвучала новая, повелительная, нотка. Джером вернулся. — Полицию, Джером, ты надул здорово, ничего не скажешь,— сказал дядя Гарри,— но уж не думаешь ли, что удастся улизнуть от моего возмездия? Джером выругался и зашагал прочь от портрета дяди Гарри. Перевела с английского И. МИТРОФАНОВА ПЛЕТНИ НА ЛАГУНЕ Не так уж давно груженные товаром долбленки ходили из Нигерии через Дагомею (ныне Народная Республика Бенин) в Того по длинной цепи лагун. Путь получался долгий, зато плавание торговцев было куда безопасней путешествия по открытому океану. Тянущиеся вдоль побережья Гвинейского залива лагуны прочно и, казалось, на века соединялись & надежную водную систему. Их питали воды рек, а через протоки у Гран-Попо и Котону пополняла океанская вода. Но лет сорок назад что-то нарушилось в этой системе. Протоки стало заносить илом, песком, сами лагуны обмелели, разомкнулись на длинные солоноватые озера — то широкие, в десятки километров, то узкие, вроде канав. Морская соленая вода почти не проникает в лагуны, и в них освоилось около двухсот видов пресноводных рыб. В наши дни даже после сезона дождей, в паводок, судоходными лагуны уже не становятся. Однако напор воды все же силен: заболоченные протоки размывает, с приливом океанская волна порой разобьет перемычку и откроет вход морской живности. От капризного норова лагун зависит и промысел местных рыбаков: они совмещают и морские и озерные методы лова. Им приходится учитывать и колеблющийся уровень воды, и течения, и ветры, и непостоянную соленость, и меняющейся рельеф дна. Оттого и рыбачий арсенал здесь весьма разнообразен — сети, верши, ловушки, запруды, гарпуны и даже... плетни. Когда спадает паводок, на мелководье всей артелью вбивают жерди, шесты, спешно оплетают их бамбуком, оставляя в придонной части лазы, ведущие к вершам. В корзине над плетнем подвешивают керосиновые фонари. Они горят всю ночь, подманивая рыбу. А когда собьется она в плотный косячок, ее подстережет парнишка с круглой сетью — «тчкедо». Когда течение меняется, плетни перетаскивают на другое место. Так, порой не раз на неделе, меняется загадочный рисунок из бесконечных заборов на глади вод. Это только на первый взгляд лагуны ленивы и неподвижны — океан и реци, дожди и сушь не оставляют своей вековой игры. И потому неустанен труд рыбаков, собирающих нелегкий и непостоянный «урожай» со своих — то ли морских, то ли озерных — угодий. н. б аратов а В номере использованы фотографии из журналов: «Нэшнл джиогрэфик» (США), «Мериаи» (ФРГ), «Эпока» (Италия). Наш адрес: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., 5а. Телефоны для справок: 285-88-83; отделы: «Наша Родина» — 285-89-83; иностранный — 285-89-56; науки -285-89-38; литературы — 285-80-58; писем — 285-88-68; иллюстраций — 285-89-36; приложение «Искатель» — 285-80-10. © «В округ свет а», 1981 г. Сдано в набор 01.04.81. Подл. к печ. 22.05.81. А09762. Формат 84 X 108Vi6- Печать офсетная. Услов. печ. л. 6,72. Учетно-изд. л. 11,8. Тираж 2 850 000 экз. Заказ 418. Цена 70 коп. Типография ордена Трудового Красного Знамени изд-ва ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Адрес издательства и типографии.-103030, Москва, К-30, Сущевская, 21. 64 |