Вокруг света 1981-07, страница 22

Вокруг света 1981-07, страница 22

ся, потер ушибленное плечо и, отодвинув шторку иллюминатора, взглянул вниз. Перед ним в косых лучах Солнца разнеженно голубел океан. И вдруг командир не поверил своим глазам. Прерывающимся от подступившего волнения голосом он позвал друга:

— Саша! Посмотри вниз, на воду!

Пока Иванченков выбирался из

спального мешка, перед Коваленком разворачивалось фантастическое зрелище, которое можно увидеть только с космической высоты: в глубинах Атлантики ступенями ниспадал мощный водопад. Это явление было тем поразительнее, что оно совершалось в абсолютном безмолвии — на поверхности океана царил полный штиль.

— Вот это да!..— изумленно протянул бортинженер.

...Чем пристальнее всматриваются люди в жизнь великой водной стихии нашей планеты, тем понятнее им вся грандиозность этой сложнейшей из природных систем.

Явление, которое наблюдали космонавты, не похоже ни на один из известных феноменов океана. Ученым еще предстоит объяснить его, однако из непонятных оно не единственное.

В прошлом году специалисты многих стран мира завершили крупнейшее научное мероприятие — международное десятилетие изучения океана. В поведении любимой нами сине-зеленой соленой стихии обнаружено немало загадок, требующих какого-то приемлемого толкования, а подчас и изменения уже устоявшихся взглядов, теорий. Так, в северных и экваториальных районах Тихого океана открыты крупные «линзы» воды, температура которых на один-полтора градуса отличается от окружающей среды.

И такие образования, как установили ученые, могут существовать до двух с половиной лет. На ЭВМ была просчитана вероятность и частота появления этих «линз», достигающих сотни километров в длину и сотни метров в толщину.

Раньше ученые полагали, что в Мировом океане текут спокойные потоки, отличающиеся только мощностью и скоростью течений. Теперь они с удивлением обнаружили там циклоны и антициклоны, подобные атмосферным. Их природа и происхождение пока неясны, однако уже нет сомнения, на «погоду» в океане они влияют.

А в недавней экспедиции Института океанологии Академии наук СССР в район центральной Атлантики ученым удалось найти неподалеку от Азорских островов мощный синоптический вихрь. Он занимал огромную площадь — 360 на 220 километров и двигался со скоростью 9—10 километров в сутки. Океанологи следова

ли на судне за этим антициклоном до тех пор, пока он не разрушился.

Когда я расспрашивал нашего известного океанолога, специалиста по океанским вихрям члена-корреспондента Академии наук СССР Владимира Григорьевича Корта о результатах плавания, он так обрисовал общую картину: «Океан и атмосфера рождают совместно все виды вихрей. Самые известные из них — кольца, или, как их еще называют, ринги. Они часто встречаются, например, в зоне Бермудского треугольника, к востоку и западу от Гольфстрима. Это удивительное течение подобно реке, в нем есть свои изгибы и извилины. Часто эти извилины смыкают края, и тогда огромные кольца, отрываясь, уходят от струи Гольфстрима. Они путешествуют по океану по два-три года, прежде чем «раствориться»,а обнаружить их можно по особому признаку: в центре вода теплая, а по краям холодная или же наоборот — все зависит от того, где оторвалось «колечко», которое, между прочим, мешает нормальному судоходству,— к западу или к востоку от главной струи. Если ринг можно увидеть с космического корабля или орбитальной станции и предупредить суда о его появлении, то «засечь» синоптический вихрь куда сложнее. Потому что в этом случае циркулируют глубинные воды. Такой вихрь захватывает четырехкилометровую толщу океана. А на поверхности почти ничего не заметно — разве что меняется температура да цвет воды. А между тем эти-то вихри и делают погоду. Наша работа чем-то сродни труду метеорологов, разница только в том, что они изучают воздушные циклоны и антициклоны, а мы — водные. Причем результатов этих экспериментов с нетерпением ждут рыбаки. Нами точно установлено, что вихри поднимают к поверхности холодные глубинные воды, богатые биогеном — хорошим кормом для рыб.

Кстати говоря, еще совсем недавно зоны, отдаленные от побережий океана, считались безжизненными. Их даже называли голубой пустыней. Но наблюдения из космоса убедили нас, что это не так.

Я как сейчас слышу голос Владимира Коваленка в одном из сеансов связи с Землей.

— «Заря»! Примите информацию для рыбаков. В намеченном к исследованию квадрате обнаружено скопление зоо- и фитопланктона. Изумрудно-коричневые пятна очень красивы. Возможно, есть рыба...

И прогноз командира космического экипажа вскоре получил блестящее подтверждение. В район, указанный космонавтом, вышли сейнеры и до отказа наполнили трюмы рыбой.

Сверху, с космических высот, очень четко видна граница между водами с различными физическими и химическими характеристиками. Причем

питательные вещества и планктон скапливаются лишь по одной стороне фронта перемещений, и такие ценные промысловые рыбы, как тунцы, прокладывают свои маршруты чаще всего вдоль этих естественных границ, которые, как теперь выясняется, являются еще и границами биологическими.

Отсюда понятна необходимость изучения законов океана, всей сложной системы рождающихся, постоянно перемещающихся и умирающих вихрей и фронтальных зон.

Однако мы несколько отвлеклись от удивительного совместного путешествия судна «Академик Курчатов» и синоптического вихря.

Отправляясь в экспедицию, мы заранее определили район своих поисков — неподалеку от побережья Африки — и договорились с космонавтами, что нам будут сообщены координаты перемещения крупных масс воды. Однако во время проведения эксперимента ветер поднял большую волну, и это помешало Валерию Рюмину и Леониду Попову — тогда они летали на «Салюте» — провести такую нужную для нас работу.

Мы вели наблюдения, измеряя плотность воды, ее соленость, температуру, скорость и направление течений. Нам помогала ЭВМ. Кстати, благодаря ей удалось выяснить, что разрушение антициклона, обнаруженного в районе Азорских островов, усилило другой циклон. То есть энергия одного вихря перешла в другой. Интереснейшее явление!»

У проблем, которыми занимается В. Г. Корт, есть и другой аспект — природоохранный.

В Эстонии это направление интересует ученых Института термофизики и электрофизики республиканской Академии наук. Последние пять лет они с увлечением разрабатывают научные основы контроля за загрязнением моря.

Рабочий стол заведующего отделением Балтийского моря этого института, доктора физико-математических наук А. Айтсама, почти постоянно находится на корабле науки «Аю-Даг». Здесь живут и трудятся в экспедициях морские экологи, биологи, физики, метеорологи, другие специалисты. Итогом серьезных исследований стал вывод: три четверти наиболее опасных для водной среды веществ попадают в море из атмосферы и лишь одна четвертая — через водостоки. Оказалось, что неразлагающиеся вещества собираются вдали от береговых источников загрязнения. На первый взгляд это противоречит существующей модели распространения вещества в водоемах, по которой любые соединения должны равномерно рассеиваться в водной среде. Но только — на первый. Ибо причина этого явления — вихри, о которых мы рассказывали. Они обнаружены и

20