Вокруг света 1981-07, страница 26Аборигены живут теперь на трехстах восьми акрах земли в тринадцати километрах от поселка горняков. Компания, выполняя договор с правительством штата, построила для них дома в резервации. Этнограф Джоан Роберте, одна из немногих австралиек, которая не только сочувствует аборигенам, но и знает их, тщательно обследовала жизнь в этой и многих других резервациях. И обвинила компанию «Комалко» в этническом убийстве. Объясняя, что она имеет в виду, Джоан Роберте написала в своей, к сожалению, малым тиражом вышедшей книге «От убийств до геологии»: «...И убийство в прямом смысле слова, и убийство этническое — «этно-цид» — обозначают разрушение человеческой личности, с тем, однако, что при этноциде народ истребляют, уничтожая его образ жизни и культуру. Людей при этом можно не убивать: и так сделано все, чтобы они вымерли». Правление «Комалко» подало на миссис Роберте в суд. В конце концов, компания действовала и действует в полном согласии с властями штата. Можете проверить договор — все соблюдается до точки. Так что все претензии к правительству штата. Тягаться с правительством штата женщине, даже с ученой степенью, не под силу. В конце 60-х годов правительство штата Куинсленд заставило аборигенов из резервации Мапуна перебраться в Аурукуну и на остров Морнингтон. Худо-бедно, а жить удавалось. Но... ...Можно подумать, что аборигены просто притягивают к себе полезные ископаемые! Стоило им хоть как-то обосноваться на новых местах, как туда повадились трудолюбивые люди с геологическими молотками. Зная, что с молотками разгуливают предвестники несчастья, аборигены на Морнингтоне отказывались наниматься в подсобники, а затем похитили ночью полевое оборудование и запрятали его в пещере (и тем вроде бы подтвердили сведения из географического учебника школ штата Новый Южный Уэльс: «Аборигены — ленивые существа, лишенные всяких моральных принципов, всегда готовые к обману, мошенничеству и кражам»). Геологи ограничились рукоприкладством, а полицию извещать не стали. Они, может быть, даже понимали, что добра от их работы аборигенам ждать не приходится. Но... «Я — специалист, мое дело — сторона». Оборудование им прислали через два дня. Кстати, ничего ценного на Морнингтоне геологи не нашли. Но нужно было освободить Аурукуну. И чтобы не было лишних разговоров, решили очистить и остров. А темнокожих людей выселили и из Аурукуны, и с острова Морнингтон в новехонькую резервацию. ...Геологи туда пока не добрались. 24 ШТ | еня как штурмана и моряка Я i j I давно занимала история ■-^•■—■древних волоков на Таймыре Сколько прочитано, сколько перевернуто архивных страниц, и вот настал момент, когда я почувствовал, что мне надо ступить на таймырскую землю своими ногами. Пройти волок между Пясиной и Хетой, которым пользовались русские землепроходцы... УСТЬ-АВАМ Афанасий Никитович Чуприн, председатель сельсовета Усть-Авама, поднялся со мной на откос. Внизу, на террасе у плавпричала, уходила в обратный рейс «Аннушка». Вздыбились буруны на штевнях дюралевых поплавков. Потом, срывая винтом пену и бросая ее под фюзеляж, машина стала выруливать на стрежень. — На Волочанку пошла. А вам трудно будет выбираться отсюда. Теперь поплавки сменит, на лыжи встанет и будет дожидаться льда хорошего,— Чуприн ждал, что я отвечу. — Мне на волок попасть надо, вверх по Аваму... Чуприн искоса глянул на меня, но промолчал. Река мирно и бесшумно струилась внизу. Багряные берега, отражаясь, золотили воду. — Охотников мало теперь на волок идти. Однако надо,— тут же добавил он. И бодро с разгону вбежал на косогор. Три десятка домов, старых и новых, стояли вдоль разбитой тракторами дороги. Улица спускалась к реке. Над ней этаж предков: частоколы могильных оград с копыльями от нарт. И чайками, выточенными из дерева. В сельсовете пусто. Чуприн позвал меня к карте, показал на синие прожилки повыше Усть-Авама Две реки сходились в самом центре полуострова. Пясина несла воды в Карское, Хе-та — в море Лаптевых. — На двух морях стоим, да больно далеко до них. А места на волоке богатые. Да раньше всюду было зверя и рыбы много. Зачем шли вверх, зачем суда тащили? Теперь-то просто. Кто на рожденье, кто на свадьбу. «Казанку» даже вдвоем куда хочешь утащишь... Чуприн присел за стол, предложил курево и продолжил разговор о заботах нынешних: — Другим стал Усть-Авам. Раньше гоняли через волок в Волочанку с шестом да на веслах. Пять-шесть суток. Теперь моторы. И дня не надо. Летом дикаря на моторках бьем. Зимой песца да куропатку добываем. «Бураны» балки тащат. Охотник капканы ставит, приваду развозит — все на снегоходе... Я внимательно разглядывал Чупри-на. Продолговатый разрез глаз, черная с проседью челка, морщинистый лоб, узловатые от непрестанной работы руки. Застегнутая на все пуговицы сорочка. Непременный пиджак с депутатским значком на лацкане, стрелки брюк уходят в сапоги. «Это и есть,— думал я,— потомок тех долган, нганасан, эн-цев...» — Хорошие места на волоке...— Чуприн вроде бы занялся моим делом и задумчиво проговорил: — Дать бы вам в проводники Елагира Бориса Ко-ноновича. Шибко бывалый человек Да теперь на отстреле он. Председатель умолк надолго, раскуривая «Беломор». — К управляющему промхоза надо идти, к Роману Мухам адиеву. Да я сам схожу. Поможет он. Есть у него два «бойца»... «Бойцы», однако, с образованием,— добавил он с гордостью и, усевшись поудобнее, приготовился слушать меня. А я вспоминал, зачем и кому нужен был Таймырский волок столетия назад... ДРЕВНИЙ ПУТЬ ПОМОРОВ Прошлое, как в кинематографе, бежит перед моими глазами на фоне карты Таймыра от Путорана до Бырранга, от мощного Енисея до Хатанги... Желтые, прокуренные зубы сборщика податей. Окладистая борода, огненная Было время, когда поморы пересекали неведомый полуостров Таймыр по внутренним водным путям. На карте переводчика Посольского приказа А. А. Ви-ниуса около 1689 года было даже обозначено «пространство земли» в самом центре Таймыра — Волочаны, где суда поморов перетаскивались, переволакивались из бассейна реки Пясины в бассейн реки Хеты. I енксек f Vrwr#M«t i / \ jl. ACTHCt Н0&0И.
|