Вокруг света 1981-09, страница 39

Вокруг света 1981-09, страница 39

огда по тропинке, петлявшей между кустов, к нам прибежала Аруша, ее морда была вымазана свежей кровью. Призывные крики Джорджа Адамсона заставили громадную львицу прервать свою трапезу у туши водяной антилопы и поспешить навстречу человеку, который вот уже шесть лет был ей верным другом. Сцена их встречи никого не оставила бы равнодушным. Представьте себе седовласого старика с просветленным мягкой улыбкой лицом и красавицу львицу, положившую голову ему на плечо и мурлыкающую от удовольствия, в то время как в кустах вокруг горят желтым огнем глаза доброй дюжины львов из ее прайда.

Было это в январе прошлого года, на следующий день после похорон Джой Адамсон в Найроби 1. Вместе с Джорджем я вернулся в его лагерь Кора, на севере Кении, и первое, что он сделал, так это пошел проведать своих львов.

Сейчас Аруша исчезла, а жизни Джорджа Адамсона со львами пришел конец, возможно, навсегда. Нельзя сказать, чтобы это произошло неожиданно: именно ради такого результата и работал Джордж, в глубине души страшась его. И вот прошлым летом Аруша покинула заказник, уведя свой прайд за реку Тана. На львице был ошейник с передатчиком, но батарейки давно сели, и Адамсон не смог найти ее. Гораздо хуже другое: стали поступать сообщения о пропаже домашнего скота, причем Арушу видели с раной от копья на заднем бедре. Поэтому Джордж боится, что весь прайд, может быть, уже перебит местным населением. Тем не менее каждый день он колесит на «лендровере» по пыльным звериным тропам и речным берегам, до хрипоты зовет Арушу, ищет следы лап в надежде, что его львы, возможно, вернулись.

Минуло больше полувека с тех пор, как Джордж Адамсон приехал в Африку на кофейную плантацию отца. Но спокойная жизнь фермера оказалась не по нему. Кем только не был этот человек — сборщиком пчелиного воска, золотоискателем, профессиональным охотником, резчиком сизаля,— пока не нашел свое призвание, став в 1938 году инспектором департамента по охране диких зверей в Северо-Восточной провинции Кении. В 1944 году Адамсон женился на Джой, решившей обосноваться в Африке, и зажил обычной для белых поселенцев жизнью.

Знаменательный для супругов день наступил в январе 1956 года. В то утро Джордж отправился выслеживать хищника-людоеда, который ока-

1 См. очерк Д. Горюнова «Я переселилась в Африку навсегда...». — «Вокруг света», 1980, № 6.

ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ

«С 1973 года, с того времени, как нас, юннатов Дома пионеров Фрунзенского района города Ленинграда, посетила замечательная исследовательница фауны Африки Джой Адамсон, мы собираем в специальный альбом материалы о людях, которые посвятили себя и свою жизнь делу охраны и защиты живот-

зался... львицей. По набухшим соскам охотник понял, что где-то поблизости должен быть львенок, и принялся искать оставшегося сиротой малыша. В конце концов он нашел, но не одного, а целых трех беспомощных детенышей. Так в доме Адамсонов появилась крошка Эльса.

Книга «Рожденная свободной» и одноименный фильм принесли Джой Адамсон широкую известность. Затем последовали новые книги и фильмы о диких африканских зверях, а с ними неизбежные издержки растущей популярности: бесконечные интервью, турне с лекциями по разным странам, переговоры с издателями и продюсерами. Джордж, которому претила эта шумиха, старался держаться в тени. В итоге супруги, прожившие вместе 32 года, расстались, сохранив тем не менее теплые дружеские отношения. Джой осталась в лагере Шаба, занявшись гепардами, а затем самкой леопарда Пенни, Джордж вернулся в Кору, чтобы продолжить работу по реабилитации львов — восстановлению у них утерянных или крайне ослабленных навыков, необходимых для возвращения к вольной жизни.

Заказник Кора расположен в«

ных, таких, как она сама, Дж. Даррел, Б. Гржимек.

Сейчас я служу в армии. И хотя свободного времени у солдата очень мало, продолжаю поиск... Очень прошу рассказать побольше о работах супругов Адамсон со львами».

А. В. Гусаров, военнослужащий

250 милях к северу от Найроби. Этот дикий пустынный уголок весь покрыт зарослями колючих кустов, выбеленных палящими лучами солнца и постоянными засухами. Подобно красным айсбергам, тянутся до самого горизонта голые гранитные скалы. И все же эта на первый взгляд враждебная земля таит в себе необъяснимое очарование. Особенно хороши зеленые чащи по берегам реки Тана, где важно вышагивающие вдоль кромки воды цапли высокомерно поглядывают на нежащихся рядом увальней бегемотов, а на ветвях высоких тополей и пальм дум целыми днями дежурят ястребы, терпеливо ожидая, когда какая-нибудь из приходящих на водопой антилоп станет добычей льва.

— Я выбрал Кору, потому что это было единственное место, куда мне разрешили привезти львов. Вся здешняя округа считалась ничейной землей, на которую никто не претендовал. Поэтому за аренду 500 квадратных миль я плачу только 1200 фунтов в год,— рассказывает Адамсон. — Впрочем, сначала с меня брали еще меньше — 750 фунтов, поскольку в этой почти недоступной глуши не было даже охотничьих троп.