Вокруг света 1981-11, страница 31

Вокруг света 1981-11, страница 31

описать всю обширную коллекцию растений, они ведут очень нужную работу по изучению и, главное, внедрению в народнохозяйственную практику полезных трав, деревьев и кустарников, акклиматизируют благородные породы деревьев, доставляемых сюда со всех концов земного шара.

Пока Дебендра Биджой говорит о сохранении исчезающих растений, красноречиво описывает великолепные качества завезенного из Центральной Америки махагониевого дерева, восхищается тиком, практически не гниющим в тропиках, убедительно доказывает необходимость увеличения площадей под джутом,— пока он все это говорит — вносят кофе и на тарелочках орешки.

Этими орешками — кешью,— поджаренными с солью или сахаром, почти всегда угощают в индийских домах, без них не обходится и кондитерское дело.

— Растут они на деревьях, похожих на яблони, и плодоножки такие же круглые, краснобокие — кстати, называются они яблоки-кажу и идут в пищу,— а на плодоножке орех,— угощает нас кешью Биджой.— Мы вывозили их за границу на десятки миллионов рупий, а теперь кешью заинтересовалась большая промышленность. Из скорлупы орехов добывают масло-кажу, используемое в медицине и технике. Так что спрос на орехи повышается.

В заключение хозяева рассказали о саде лекарственных растений. Здесь собраны — в числе множества прочих — раувольфия, содержащая резерпин, цинхона — хинное дерево, ипекакуана — растения, известные и у нас. Под разговор о траволечении мы снова двинулись к Водяным воротам.

Прежде чем рассказать, как мы нашли баньян, сделаю отступление. На следующий день мы бродили по великолепным залам «Виктории-ме-мориал». Стены были увешаны портретами королевы Виктории, в честь которой он и был построен. Лишь республика открыла двери музея для обозрения народа.

Я знал уже, что в Калькутте, кроме Ботанической службы (нечто вроде департамента), имеется также Зоологическая.

Для изучения почти ста тысяч видов животных, ареалов их обитания Зоологическая служба отправляет экспедиции в самые отдаленные районы страны, пополняя свою обширную национальную зооколлекцию и выпуская солидное издание «Фауна Индии» один том за другим.

Я разговорился об этом с экскурсо

водом, и, поведя рукой вдоль портретов английских принцев крови, женщина грустно сказала:

— Еслй бы подобные джентльмены меньше гонялись за охотничьими трофеями — тигровыми шкурами и бивнями слонов в наших лесах,— то у Зоологической службы было бы еще более обширное поле деятельности.

О справедливости горьких слов Кадер свидетельствуют публикации английских газет начала века.

«Сегодня лорд Дерем, лорд Чарлз Фитцморис, сэр Дерек Кеппел и сэр Генри Мак-Мэхон записали на свой счет 7 тигров и медведя... Король убил своего двадцать первого тигра. Общий

итог 10 дней — 39 тигров, 18 носорогов и 4 медведя» — так спокойно, по-бухгалтерски вели счет убитым животным газеты в 1911 году, оповещая о приезде в Индию британского короля Георга V.

Уже в наши дни лондонская «Тайме» признавала: «...Не только аристократы-охотники поставили индийских тигров на грань исчезновения. К почти полному вымиранию полосатых хищников привели ставшие модными после войны «индийские сафари» для богачей, спрос в Европе на тигровые шкуры и освоение ранее диких мест обитания зверей. В начале века в стране было еще более 30 тысяч тигров, а вот в 1960 го-

Это не роща, а всего лишь одно дерево — баньян, правда, едва ли не самый большой баньян в мире.