Вокруг света 1982-06, страница 29

Вокруг света 1982-06, страница 29

Безработные колесят по дорогам Аризоны. Вот и этот ждет попутки: говорят, где-то в сотне миль нужны сезонные рабочие...

кому действительно стыдно за свою страну, обрекающую целый народ на вымирание. Но общей картины, к сожалению, это не меняет. Репрессии властей против индейцев продолжаются. Сорок лет назад актер Рейган сыграл в Голливуде роль генерала Кастера — кровавого истребителя индейских племен, а ныне президент Рейган воскресил дух палача и предложил свою «режиссуру» вестерна. Сразу же после прихода к власти он сократил дотации резервациям на треть и социальную помощь индейским семьям — на миллиард долларов.

Индейцы Аризоны в петициях и воззваниях пытаются писать свою новую историю — неприукрашенную и честную. Власти штата цепляются за старую историю, полную цинизма и лжи. В 15 милях от Тусона расположен «Старый Тусон» — киношный городок-декорация, отражающий времена первых поселенцев в том виде, в каком их обычно представляют стершиеся от многократного употребления сценарии ковбойских фильмов. Здесь голливудские режиссеры на натуре снимают своих звезд, загримированных под краснокожих злодеев. В съемочные дни они табунами носятся перед камерами, «снимают» скальпы, отнюдь не по-джентльменски обращаются с белы ми леди и вообще делают все то, что предписывает им официальная история США.

Помимо этого, в обилии можно увидеть то, что у американцев именуется «коммерциализацией». Магазины Тусона завалены фигурками легендарного вождя апачей Джеро-нимо (кстати, схваченного и растерзанного федеральными войсками), вымпелами с его изображениями.

Конечно, подобная продукция — для туристов. В обыденной жизни ту-сонцы редко соприкасаются с индейцами. А если и вспоминают о них, то при непременном условии какой-нибудь сенсации. Как, например, убийство репортера газеты «Аризона ри-паблик» Дона Боллса, который в серии статей расследовал — с указанием имен — гонения индейцев. Кому-то это пришлось не по вкусу, с кем-то заключили контракт по схеме «убийство — деньги», и Боллс взлетел на воздух вместе со своей автомашиной. Тоже своего рода вестерн — с кровавой развязкой. Возмущенные газетчики, не понадеявшись на полицию, взяли на себя роль детективов и раскопали, что приказ «убрать» репортера исходил в конечном счете от администрации штата. Но... коллеги Боллса не смогли до вести дело до конца: нити затерялись в лабиринте «коридоров власти».

«ПРЕДАТЕЛЬ» ДЖЕЙК

...Знакомство с Джейком, аризон ским тележурналистом, произошло безо всякой инициативы с моей стороны. После одной из пресс-конфе-ренций ко мне подошел, прихрамывая, коренастый крепыш и, помявшись, сунул руку.

— Вы откуда? Из России? Вы меня не дурачите? Я серьезно,— без пауз выпалил он. Получив заверения, что я действительно из России, Джейк сунул мне в карман визитку.

— Вы — первый русский, которо

го я вижу. Давайте встретимся у вас в отеле часов в шесть.

Джейк оказался доброжелатель ным и многословным собеседни ком — сыпал монологами и вопроса ми, через которые зачастую сам и перескакивал, не давая времени на ответ.

— Вы знаете, после того как мы расстались, я вышел в эфир и сказал, что через два часа встречусь с русским журналистом, который обещал искренне и подробно рассказать о жизни тех, кто вот-вот захватит Америку. Что поднялось на студии! Телефон раскалился от звонков зрите

27