Вокруг света 1982-08, страница 47у пупка. Это мужская одежда, ибо в племени яномама одеваются только мужчины. Лицо и тело их расписаны растительными красками, в волосах и ушах яркие птичьи перья. Женщины тоже разрисованы, на шеях ожерелья, в ушах серьги. Нижняя губа и нос проколоты и туда вставлены палочки. Нижняя губа у них сильно оттопырена — яномама закладывают за нее рулончик табака и не вынимают его даже на ночь. Яномама часто меняют свои стоянки. При переходах мужчины несут только оружие. Все остальное — за спиной и в руках женщин. Обосновавшись на новом месте, индейцы строят «шапо-ны» — круглые строения из кольев и пальмовых листьев. В одном шапоне помещается целая группа. Причина частых переселений — голод, постоянный враг племени. Когда основа жизни — собирательство и охота, на одном месте долго не задержишься. Яномама не пренебрегают ни личинками насекомых, ни даже жирным илом, но все это — пища малокалорийная. Голодные периоды затяжные, группы яномама редеют, сливаются, принимают новые названия. Потому так труден их подсчет. Соседние племена утверждают, что яномама — людоеды. Но исследования показали, что каннибализма яномама не знают. Вопрос этот не носил чисто академического характера: встреча была организована в связи с нашумевшим «делом Эн-би-си». Группа операторов американской радиотелевизионной корпорации Эн-би-си отправилась в сельву с целью сделать фильм, который должен превзойти все, что доныне было снято о первобытных народах. Алан йэйтс, Джек Андерс и Марк Томазо судили так: зрителей притягивает насилие, значит, покажем его в максимально возможной степени. В поисках жестокости они побывали на полях боев Вьетнама, в африканском буше и наконец добрались до сельвы Ориноко. Их сопровождали подруга Йэйтса Ф^й Дэниэльс и бразилец-проводник. Сельва сомкнулась за ними, и они исчезли. Спустя четыре месяца за ни ми послали спасательную экспедицию. Вначале спасатели нашли труп проводника — почему-то с одной ногой. Потом наткнулись на группу нагих лесных людей. Руководителю экспедиции — знатоку индейцев — удалось установить с ними контакт. В шапоне, где обитала группа, спасатели нашли несомненные доказательства того, что именно здесь завершился путь операторов: остатки одежды, камеру и нетронутую коробку с негативами. После возвращения спасательной экспедиции оказалось, что кассеты с пленкой выдержали в сельве испытание влагой и жарой. Но как только на Эн-би-си просмотрели отснятый материал, было издано распоряжение: ленты подлежат уничтожению. Но сотрудник, которому это поручили выполнить, воспользовался случаем и продал их конкурирующей фирме за четверть миллиона долларов. Жаждущая сенсаций публика в начале 1981 года увидела потрясающее зрелище. В фильме есть сцены, которые группа снимала для себя, но которые раскрыли технику работы охотников за сенсациями. А заключалась она в том, что драматические сцены насилия киношники просто провоцировали. Началось с того, что их бразильца-проводника укусила змея. Американцы пытались спасти его — ампутировали ему ногу. Проводник умер, и группа продолжала путь без него, не зная ни сельвы, ни индейцев, ни их наречий. Когда они вышли на яномама, те приняли их мирно, но интереса к более тесным отношениям не проявили. А сценарий требовал драматических ситуаций. Что же сделали трое мужчин из страны высокоразвитой цивилизации? Сначала они схватили отставшую в лесу от женщин, собиравших плоды, молодую индеанку и сняли с ней сцену избиения и привязывания к позорному столбу. На пленке она должна была засвидетельствовать жестокость дикарских ритуалов. Но 3joro им показалось мало Ночью операторы подожгли круглую хижину и азартно снимали, засев в зарослях, голых индейцев, спасающих детей в багровых языках пламени и клубах дыма. Отсняв пожар, американцы ушли подальше в сельву: теперь у яномама был повод мстить. Набрав таким образом достаточное количество нужного материала, киногруппа решила тронуться в обратный путь. Но не тут-то было: яномама окружили их. Засвистели стрелы, в ответ полетели пули. Это не устрашило лесных людей. У белых кончились патроны, продукты. Американцам пришлось выйти из укрытия. Наступил последний этап. Сначала яномама убили Фэй Дэниэльс, отставшую на тропе. Трое операторов сняли всю сцену — это просто просилось на пленку... Один за другим операторы гибли под ударами палиц яномама. И смерть каждого была зафиксирована на пленке. Но может ли эта история служить доказательством природной кровожадности яномама? Ведь та же самая группа индейцев вполне гостеприимно приняла незнакомых белых, предоставила им кров. И лишь на насилие индейцы ответили насилием. Все же яномама изучены далеко не так уж подробно, невзирая на обилие посвященных им публикаций. Долгое время считали, что это вымирающее племя, однако недоступность леса прекрасно их защитила: в наше время яномама — самое многочисленное гвианское племя. Племя, которое сохранило свое своеобразие и свои тайны. Но как долго сможет оно выжить? Сказать трудно. Бразильские этнографы бьют тревогу по поводу проектируемой автострады, которая /хмтжна пересечь южный выступ я ном* меди х земель. Уже после первых встреч со строителями яномама познакомились» с алкоголем. А ведь племя ЗтЛкйтся к числу немногих, никогда не знавших одуряющих зелий. Потому-то действие алкогольных напитков для них губительно. Но дело не только в этом. Генерал Фернандо Рамос Перейра, бывший губернатор бразильской территории Рорайма, где живут яномама, печально прославился изречением: «Страна, столь богатая золотом, алмазами и ураном, не может позволить себе роскоши содержать полдюжины индейских племен». В Венесуэле положение яномама пока лучше. Когда венесуэльская авиакомпания «Вьяса» выпускала на линию свой первый суперлайнер, названный «Ориноко», в числе приглашенных на торжественный полет в Рим был и вождь ижевеитери, одетый в шнурок и раскрашенный. — Что вы скажете людям в Европе? — спросил его на аэродроме один из журналистов. — Я скажу, что не хочу с ними воевать,— ответил яномама. На его языке это означает: «Я предложу им мир». Перевел с чешского ВЛ. МОГИЛЕВ 45 х I |