Вокруг света 1982-11, страница 43

Вокруг света 1982-11, страница 43

значило замкнуть круг маршрута. Но в связи с освоением полярных областей кругосветное путешествие по таким критериям потеряло свой первоначальный смысл. Теперь в ходу более строгая формулировка: путешественник должен не только замкнуть круг маршрута, но и пройти вблизи точек-антиподов, лежащих на противоположных концах земного диаметра.

У мыса Доброй Надежды в густом тумане корабли расстались. Теперь до самого возвращения в Кронштадт плавание кораблей проходило раздельно. Крузенштерн с приходом на остров Св. Елены узнал о войне России с Францией и, опасаясь встречи с кораблями противника, проследовал на родину вокруг Британских островов с заходом в Копенгаген. Через три года и двенадцать дней — 19 августа 1806 года — «Надежда» прибыла в Кронштадт, где уже две недели ее дожидалась «Нева».

Лисянский после расхождения в тумане с флагманом, тщательно проверив запасы воды и продовольствия, решился на безостановочный переход до Англии. Он был уверен, что «...отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения». Путь от Кантона до Портсмута «Нева» прошла за 140 дней, преодолев 13 923 мили. Портсмутская публика восторженно встречала экипаж Лисянского и в его лице первых российских кругосветных мореплавателей.

Плавание Крузенштерна и Лисянского было признано географическим и научным подвигом. В его честь была выбита медаль с надписью: «За путешествие кругом света 1803—1806». Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах Крузенштерна и Лисянского, а также ученых-естествоиспытателей Г. И. Лангсдорфа, И. К. Горнера, В. Г. Тилезиуса и других ее участников.

Первое плавание россиян вышло за рамки «дальнего вояжа». Оно принесло славу русскому флоту.

Личности командиров кораблей заслуживают особого внимания. Несомненно, что они были прогрессивными для своего времени людьми, горячими патриотами, неустанно радевшими за судьбу «служителей»-мат-росов, благодаря мужеству и трудолюбию которых плавание прошло на редкость благополучно. Отношения Крузенштерна и Лисянского — дружеские и доверительные — решающим образом содействовали успеху дела. Популяризатор отечественного мореплавания, крупный ученый Василий Михайлович Пасецкий приводит в биографическом очерке о Крузенштерне письмо его друга Лисянского в период подготовки экспедиции. «После обеда Николай Семенович (адмирал Мордвинов) спросил, знаю ли я тебя, на

что я ему сказал, что ты мне добрый приятель. Он был этому рад, говорил о достоинстве твоего памфлета (так именовали проект Крузенштерна за его вольнодумство! — В. Г.)у хвалил твои познания и сведение и потом окончил тем, что за счастие почел бы быть с тобой знакомым. Я, с моей стороны, при всем собрании не постеснялся сказать, что завидую твоим талантам и сведению».

Однако в литературе о первых плаваниях одно время несправедливо умаляли роль Юрия Федоровича Лисянского. Анализируя «Журнал корабля «Нева», исследователи Военно-морской академии сделали любопытные

Зададимся вопросом: почему многих читателей интересует такая, казалось бы, далекая тема — начало отечественных кругосветных путешествий?

Думаю, что это объяснимо.

Во-первых, о предыстории первой русской кругосветной экспедиции в общедоступной литературе, и даже в исторической и географической, написано мало.

Во-вторых, на смену одному поколению читателей приходит другое (и этот процесс непрерывен), для которого старые темы звучат как открытие.

И в-третьих, мы вспоминаем сегодня о первом кругосветном плавании чаще, чем в прошлом, потому что это плавание было не только политическим, государственным предприятием, но и крупной научной акцией, ставшей первой в долгой цепи русских исследований Мирового океана, исследований, которые приобрели невиданный размах сегодня.

Предысторией дальних вояжей начинается очерк штурмана дальнего плавания В. Галенко. Эти страницы можно было бы развить и дополнить: ведь российское мореплавание уходит своими корнями в очень далекое прошлое. Славу отважных мореходов по праву стяжали себе славяне, совершавшие в VII—X веках морские походы в южных морях. Дружины новгородских ушкуйников и их потомки успешно осваивали «студеные моря» в XI—XI11 веках. Летописи сохранили имена пионеров арктического мореплавания, еще в XIV веке проложивших курсы к берегам Норвегии. А в конце XV века на Севере был открыт морской путь в Западную Европу. С выходом к Балтийскому морю в начале XVIII века были предприняты первые дальние походы русских кораблей.

Таким образом, идея организации первой кругосветной экспедиции базировалась на достаточно солидном

выводы. Было установлено, что из 1095 дней исторического плавания только 375 дней корабли шли вместе, остальные 720 «Нева» плавала в одиночестве. Впечатляет и пройденное кораблем Лисянского расстояние — 45 083 мили, из которых 25 801 милю — самостоятельно. Этот анализ был опубликован в 1949 году в «Трудах Военно-морской академии». Безусловно, плавания «Надежды» и «Невы» — это, в сущности, два кругосветных плавания, и Ю. Ф. Лисянский в равной степени причастен к великому подвигу на ниве российской морской славы, как и И. Ф. Крузенштерн.

В звездный час они были на равных...

славы

опыте русских мореплавателей. Она была тесно связана с задачей упрочения военно-политического положения России в северной части Тихого океана, установления торговых связей с Японией и Китаем. На корабли возлагались важные государственные и хозяйственные задачи: доставка грузов для Русской Америки, посещение Японии с дипломатической миссией Н. П. Резанова и обширная программа научных исследований. К чести всех участников предприятия отметим, что работали они мужественно и неустанно каждый на порученном ему поприще.

От Н. П. Резанова, одного из руководителей Российско-Американской компании, тянется нить к русским владениям в Америке. И здесь можно было бы дополнить очерк В. Галенко следующими соображениями. Романтическая помолвка Резанова могла, между прочим, сыграть свою роль в отношениях России с Испанией, чьи владения примыкали к русским в районе форта Росс. Закрепление русских в Калифорнии сулило создание прочной базы для снабжения хлебом населения Русской Америки. Нетрудно предположить, что Резанов наверняка бы ускорил этот процесс после венчания с испанкой, ведь одной из причин продажи русских владений в Новом Свете была трудность с доставкой продовольствия и других товаров, а это, в свою очередь, сдерживало рост числа переселенцев и общее экономическое развитие края. Добавим: к делу снабжения дальневосточных владений России привлекалось большинство из 63 русских кораблей, совершивших кругосветные и полукругосветные плавания в первой половине XIX столетия.

Отрадно отметить, что в очерке дается правильная оценка деятельности командиров кораблей И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Безусловно, как мореплаватели они в равной степени достойны славы первопроходцев.

41

А. И. АЛЕКСЕЕВ, доктор исторических наук, кандидат географических наук

достойные

I

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Первый русский корабль

Близкие к этой страницы