Вокруг света 1982-11, страница 457 v ^ Г 4 Mi И повторяется печальная история: люди каменного века в кратчайший срок и против своей воли попали в капиталистическую современность. Впрочем, после нескольких статей Энтони Уиттена и его доклада в ЮНЕСКО министерство развития и охраны окружающей среды Индонезии разработало подробный «Проект сохранения острова Сиберут в качестве самостоятельной культурной и экологической единицы». По этому проекту остров поделен на три зоны. Первая — «Зона развития». Это двести пятьдесят тысяч гектаров. Здесь коренному населению придется потихоньку привыкать к жизни в XX веке. Правда, мужчинам позволено еще охотиться с луками и стрелами, но предполагается, что они постепенно освоят профессию лесоруба, а когда лес сведут, научатся пахать землю. Но даже если все пойдет на лад, то и через де-сять-пятнадцать лет из них вряд ли получатся умелые рисоводы. Вторая зона — «Охраняемая» — займет сто тысяч гектаров. Рубка леса и строительство деревень нового типа здесь запрещены, а любой чужак может попасть туда лишь по специальному разрешению- Тут сиберутцам позволено жить так, как они привыкли. Но охотник, преследующий дикую свинью, должен строго следить, чтобы животное не пересекло границы третьей зоны — «Резервата», площадью в сто тысяч гектаров. В этой зоне запрещается всякая охота, рубка деревьев, в том числе и саговой пальмы. А ее, кстати, обязательно нужно срубить, чтобы вымыть мучнистую сердцевину — главный продукт питания сибе-рутцев. Если же свинья убежала в первую зону, продолжить охоту можно. Но только получив согласие администрации. Каждому местному охотнику, желающему убить дикое животное, следует получить лицензию- За лицензией надо идти к майору Субравоно. — Разве свинья принадлежит майору? — спрашивает наивный туземец. — Нет,— говорят ему,— она майору не принадлежит. — Тогда при чем здесь туан Субравоно? — Он уполномоченный министерства развития и охраны окружающей среды. Он даст бумагу к сержанту Ха-шиму. — Значит, свинья принадлежит сержанту? — Нет, но он отвечает за животный мир и охоту. Хождение от майора к сержанту может занять не один день. А чем кормить семью? Предполагается, что при такой упорядоченности охотник сам поймет преимущества работы на лесной делянке. На бумаге весь проект выглядит прекрасно. Но ведь еще лучше смотрятся на ватмане и образцовые деревни для переходящих к новой жизни островитян. Домики из досок — одинаковые, маленькие — двумя ровными линиями тянутся вдоль прямой и пустой улицы. Улица переходит, расширяясь, в площадь. На ней жители деревни могут устраивать собрания. До этого времени островитяне жили в «длинных домах», сплетенных из бамбука и крытых пальмовыми листьями. В каждом обитала одна большая семья, все проблемы решались сообща, взрослые заботились о младших и стариках. Одиноких и голодных (во всяком случае, более голодных, чем другие) в «длинном доме» не было и быть не могло. В образцовых деревнях традиционные связи большой семьи неизбежно распадаются. Островитяне норовят построить в лесу «длинный дом», а в деревенских жилищах — где, кстати, людям жарко и тесно — держат кур и одомашненных свиней. Но стоит прийти представителю администрации, как все срочно возвращаются в деревню и делают вид, что живут на новом месте. Энтони Уиттен не узнап островитян: «С ужасом следят сиберутцы за уничтожением привычной им жизни. Они стали мрачными и равнодушными, чувствуют себя беззащитными перед администрацией, лавочниками, десятниками на лесоповале» Новые времена пришли на Сиберут. Пока только ученые говорят и пишут об «утраченном рае». К несчастью, скоро это поймут и сиберутцы. л> ОЛЬГИН 43 |