Вокруг света 1983-03, страница 27□ ы поехали в деревню Тубале, что километрах в двухстах от Бамако, столицы Мали, по совету кинорежиссера Иссы Траоре, участника Ташкентского кинофестиваля 1982 года. Кстати, из столицы, с курсов русского языка, отправляли туда же и кинопередвижку. По трассе Бамако — Сегу довольно быстро прокатили сто двадцать километров до поселка Фана, где уговорились встретиться с Иссой Траоре. Довольно скоро мы добрались до Диоила — последнего на нашем маршруте крупного поселка с лавками и автозаправочной станцией. Траоре поводил нас по поселку, потом объявил неожиданно: — Виктор, нужно ехать как можно быстрее. Бамбара не любят поздних гостей. — Мы готовы. — Нельзя ехать в деревню без подарков. — Они у нас есть. /мТГ^Щф Jt v* г**':- ВИКТОР онучко, заведующий бюро АПН в Бамако — специально для «Вокруг света» Фото автора ДЕРЕВНЯ В САВАННЕ Саванна сузилась до полосы света впереди машины. Дорогу перебегали куропатки и зайцы. Машину швыряло на колдобинах, ветки хлестали по кузову. Внезапно из темноты донеслись какие-то странные звуки. Резкая остановка. Доносятся голоса, взрывы хохота, и в УАЗ втискиваются трое юношей в набедренных повязках, вязаных черных шапках, с большими холщовыми сумками через плечо и деревянными мечами на боку. Они снова издают крик, который уже звучал в ночи, и хохочут. — Адама, что это? — Не знаю, Виктор... По-французски юноши не говорили. Киномеханик Адама заговорил с ними на бамбара — они весело ему отвечали. Адама сокрушался, что понимает не все: здешнее наречие отличается от столичного. Тубале встретила нас кромешной тьмой. Электричества нет, и жизнь в малийской деревне замирает рано. Да и тяжелый крестьянский труд к концу дня валит с ног, хотя с первыми лучами солнца — снова в поле. Исса был расстроен и чувствовал себя неловко. — Я же говорил,— шептал он мне,— бамбара не любят поздних гостей. Юноши унеслись в темноту, оглашая деревню воплями. Вдали возникли лучи фонариков, и к машине приблизились тени. К ним приветливо обратился Исса, кивая на меня. Тени оказались пожилыми крестьянами, которые по очереди пожали мне руку. По немыслимому лабиринту глиняных стен, подсвечивая дорогу фонариками и предупреждая о неровностях почвы, нас привели во дворик с навесом, усадили на соломенную циновку, поднесли большую кружку воды. Наконец в ближайшей хижине затеплилась керосиновая горелка и показался худой старик в колпаке. Наклонившись ко мне, Исса прошептал: — Это Тьебле Тогола, главный знаток обычаев. Старику вынесли циновку, и он уселся напротив нас. Исса горячо заговорил на бамбара, часто повторяя слова «Москва» и «Ташкент». Старик кивал головой, изредка что-то ворча и глядя в сторону. Исса вновь что-то горячо говорил, показывая на привезенные подарки. Однако положение оставалось неопределенным. Пришел пожилой мужчина в белой круглой шапочке — староста деревни Фаболи Тогола и вскоре вместе со стариком куда-то исчез. — Почтенный Тьебле недоволен поздним приездом,— горестно сказал Исса.— Ночью приезжать не принято. И чтобы гость говорил о здешних людях только хорошее его нужно принять со всеми почестями, а это невозможно сделать ночью. Поэтому сейчас собе рется совет старейшин и решит, принимать ли нас на ночлег. — А как же закон гостеприимства, Исса? — Закон гостеприимства очень важен, но в этих местах существует не менее важный закон: чтобы не обременять хозяев ночными хлопотами, умей рассчитывать время. Нас провели на площадь. Юноша в набедренной повязке принес за нами циновку, на которую мы вновь уселись На краю площади укреплены два бревна, вроде громоздких гимнастических брусьев. На верхнем сидят старики, упершись ногами в нижнее. Их авторитет и власть здесь абсолютны. Вновь слышим слова «Москва» и «Ташкент» в горячем рассказе Иссы Старики кивают головами, разглядывают принесенные на площадь подарки. После короткого совещания Фаболи Тогола произносит речь, в которой теплые слова приветствия к гостям сочетаются с пожеланиями хорошо провести время в деревне. Нам отводят новую, очень чистую пристройку в доме Тьебле Тогола. На глинобитном полу расстелены соломенные циновки. — Нам оказывают честь,— говорит Исса.— Я рассказывал им, что ты из ве ликого города в великой стране, "которая много нам помогает. Я говорил о гом. что видел вашу страну собственны 25
|