Вокруг света 1983-05, страница 40Рисунок Г. КОМАРОВА В а скалистой горкой в деревне Пояконда избушка Марьи Николаевны Ивановой. Стучу в дверь. Кого там пустельга принесла? — кричит из сеней хозяйка. — Лесник с острова Великого. Отвори, Николаевна. Вхожу в жарко натопленную избенку. Вижу — на столе соленые огурцы, картошка в мундире, миска с маслом. Хозяйка сидит на старинном резном стуле. Похоже, ждет гостей: Марья Николаевна содержала избу, которая была чем-то вроде гостиницы для лесников Кандалакшского заповедника, а также для ученых-биологов, приезжавших на биостанцию. — Везучий — к еде, невезучий — к беде,— философски заметила старушка.— Сапоги сымай, на печку полагай. Портянки — на шесток. Куртку на веревку вешай над плитой. Садись к столу и ответствуй: куды путь держишь? — В Кандалакшу, по делам. Ясные глаза хозяйки прищуриваются. — Глубок человек, нету ему дна, нету конца его душе. И все зовет его душа в дорогу. Вот поморы-старики были. Куды только не плавали, лиха не пужались. В Норвег хаживали. Гру-мант достигали. Николаевна подумала, а потом спросила: — Вот ты зачем на острову живешь? Чего тебе там надобно? Я не успел ответить. Она ответила за меня. — Потому что без дороги нету жизни человеку. Без паруса и весла нету помора. В начале дороги надежда. В конце — радость. Слева — тоска. А справа — беда. Чтоб беды не было, как поступить? Я пожал плечами, уплетая вкусную разваристую картошку с топленым маслом. — Чтоб не было беды в дороге, пусть жена перед твоим отъездом зажжет свечку из камня-алатыря. Его неспроста морским ладаном поморы зовут. Всегда перед плаванием в старину зажигали. — Камень-алатырь — это янтарь? А где же его поморы доставали? — Доставали, парень. А где — не сказывали. В старину морского ладану в каждом дому бывало изрядно. Вот и у меня за иконой лежал кусок. Как раз перед твоим приходом Андел у меня побывал, выклянчил. — Какой Андел? — удивился я. — Ну, лесник с острова Анисимов. Плечи — коса сажень, глаза зеленые, 38 |