Вокруг света 1983-05, страница 65

Вокруг света 1983-05, страница 65

РОГ НЕ ДЛЯ СЛАБЫХ

Могучими легкими надо обладать (помимо способностей и умения), чтобы играть на этом роге, похожем на перекрученный корень дерева. От мундштука до раструба, оформленного в виде звериной головы, в нем ровно четыре метра. Рог, сделанный из пластмассы, целлюлозы и древесной крошки, выполнил мастер Ганс Ройпольд из баварского городка Кирхензур (ФРГ), потратив на его изготовление более двухсот рабочих часов.

Контрабанда наркотиками в западных странах приняла в последние годы поистине колоссальный размах. Существуют особые полицейские бригады, вылавливающие контрабандистов, на таможнях многих стран используются специально обученные собаки, способные по малейшим следам запаха обнаружить тщательно спрятанные наркотики. Новых успехов на трудном поприще борьбы с контрабандистами добились канадские таможенники. При досмотре они применяют... песчанок. Эти небольшие грызуны обладают поразительным чутьем — их обонянию, как выяснилось, могут позавидовать и собаки-профессионалы. Человеку, подозреваемому в провозе наркотиков, нужно пройти вдоль ряда клеток с песчанками. И какое бы вещество он ни укрывал от таможни — героин, опиум, кокаин, ЛСД,— чуткий нос зверька моментально среагирует на запах. Каждая песчанка — после соответствующей дрессировки — может быть «настроена» на определенный вид наркотика.

ВОРОБЬИНАЯ ПРОБЛЕМА

Санитарные власти в Великобритании озабочены. Здоровью людей и запасам продовольствия в магазинах и на складах угрожает многочисленный враг—неист-, ребимый и более опасный, по словам биологов, чем мыши и крысы. Это... воробьи. В последнее время их расплодилось невероятное множество. Они проникают в пекарни, на фабрики, в зернохранилища, в пакгаузы...— и никакой управы на юрких пернатых пока нет.

Начнем с того, что отстрел воробьев в Великобритании запрещен законом. Вспышки света и ультразвуковые сигналы на них не действуют. В некоторых местах делались попытки покрывать балки и перекрытия строений особым отпугивающим составом. Никакого эффекта. Кое-кто из промышленников попробовал прибегнуть к услугам воробьиной пустельги — хищной птицы из семейства соколиных, грозы воробьев. Тоже впустую. Воробьи оказались хитрее, умнее и в конечном счете сильнее. Эти птахи научились даже преодолевать воздушные барьеры — завесы из вертикальных струй горячего воздуха, испытанное средство в обороне от других пернатых.

Остаются на крайний случай отравленные приманки. Однако биологи пока опасаются к ним прибегать. Есть все основания считать, что яды только усугубят санитарную (точнее, антисанитарную) ситуацию.

НЕ ХУЖЕ САМОЛЕТА

Карло Раппалино набрал в легкие воздух и закричал!

Стоявшие поблизости люди зажали уши и отшатнулись. Беспристрастные фонометры и прочие электронные измерительные устройства зафиксировали звуковой импульс * продолжительностью 3 секунды и громкостью 124 децибела. Судьи дружно зааплодировали: крик Раппалино мало чем отличался по интенсивности от звука мощного реактивного лайнера, идущего на посадку.

Дело было на пятом ежегодном фестивале крикунов, который проводился в итальянском городке Монфорте-д'Альба (область Пьемонт).

Многочисленные родственники отговаривали Карло Раппалино:

— Куда тебе! Там будут две тысячи зрителей, полсотни крикунов со всего Пьемонта — здоровенные молодые ребята. Ты же посмешищем станешь, да — не дай бог! — надорвешься.

Рисунки В. ЧИЖИКОВА

Тем не менее Раппалино отправился на состязание. Взобрался не без помощи ассистентов на помост, встал перед большим фанерным рупором, покосился на микрофон, соединенный с измерительной аппаратурой. И крикнул.

Как заявил один из членов жюри, «это был звук, по качеству и интенсивности превосходящий все, что мы слышали ранее».

Сам Карло о своем рекордном достижении отозвался так:

— Кричать я, конечно, здоров, но силы уже не те, что раньше. Мне годков пятьдесят сбросить, я бы так заорал — все попадали бы...

Карло Раппалино пенсионер, всю жизнь был фермером. Незадолго до состязания ему исполнилось девяносто лет...

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

СУЭЦКИЙ КАНАЛ

Рабочие строят мосты, копают каналы, прокладывают рельсы, мостят шоссе. А работой руководят инженеры. Но не всегда. Иногда инженеру не справиться, нужен дипломат.

Имя Фердинанда Лессепса знают все: он строитель Суэцкого канала. Для мировой торговли, для мирового судоходства, для связи между материками значение канала необычайно велико. Из-за канала морская дорога из Лондона в Калькутту стала вдвое короче. Раньше приходилось тратить время на плавание вокруг Африки. Как огромный камень, лежала она на морской дороге из Европы в Азию.

Но люди с давних времен знали о другой дороге — не вокруг Африки, а мимо нее — из Средиземного моря в Красное. Моря были разделены Суэцким перешейком, и у людей родилась мысль прорыть через перешеек канал. Еще в 1798 году, во время похода Бонапарта в Египет, французский инженер Лепэр вел на перешейке изыскания. Но Бонапарту пришлось бежать из Египта, и изыскания были прекращены.

Через тридцать лет за них взялись социалисты-утописты, ученики Сен-Симона. Они наивно полагали, что постройка канала поможет объединить все человечество в одну семью. Несколько инженеров, техников и архитекторов отправились в Египет, начертили точные карты, составили проекты и сметы. Но объединить человечество им не удалось Англичане боялись, что, прорыв канал, французы отобьют всю торговлю с Индией. Чтобы помешать французам, англичане вооружили против канала Турцию, а без ее согласия нельзя было начать работу: Суэцкий перешеек находился в турецких владениях.

И опять проект был бы отложен, если бы в постройке Суэцкого канала не были близко заинтересованы капиталисты Франции. Наполеон III договорился с Турцией о постройке канала. Французская буржуазия и турецкий паша вложили в постройку канала свои капиталы.

Руководил постройкой Фердинанд Лес-сепс, родственник Наполеона III и друг турецкого паши. Он не был инженером, но был дипломатом и стоял близко к финансовым кругам Франции.

Дипломатические ухищрения, подкрепленные капиталом, сделали больше, чем знания инженеров: 19 ноября 1869 года Суэцкий канал был открыт для судоходства,— через 70 лет после изысканий Лепэра.

«Вокруг света», 1933 год

63