Вокруг света 1983-06, страница 13

Вокруг света 1983-06, страница 13

довательский полигон. От четырех метровой мачты с приборами на раз ных высотах кабели тянутся прямо в лабораторию на ледоколе это установка для автоматической ре гистрации параметров ириледного слоя атмосферы На готом же пол и го не ведутся наблюдения за таянием снега и льда. Взятые пробы иселе дуются на соленость, прочность, за грязненность, на биологическую за селенпость. Чувствительные термо датчики установлены во льду и под водой на разных глубинах. В сие циально пробуренные лунки опу щены самописцы течений.

Наша группа проводит подводные наблюдения. Спуски делаем боль шей частью со льда. Все это очень напоминает условия дрейфующих станций «Северный полюс», где нам пришлось работать неоднократно. Установленная над лункой палатка еще больше увеличивает сход ство. Однако разница есть, и весьма существенная После спусков мы поднимаемся на ледокол, где в на шем распоряжении лаборатория, средства для спуска под лед прямо с борта судна, отличные каюгы и прочие бытовые бла1а, просто нево образимьк на дрейфующих стан циях.

Ледокол действительно хорош и необычен Построен он на Ленин градском Адмиралтейском объединении. Это первый в составе океа нографического флота страны ледо кол, способный проводить широкие комплексные исследования в морях, покрытых льдом. На нем обору до ваио четырнадцать лабораторий. В составе экспедиции тридцать науч ных работников и пятьдесят членов экипажа.

«Внимание! Внимание! Всем на ходящимся на льду! вдруг раз неслось по судовой трансляции. Со стороны кормы к ледоколу при ближается белый медведь!» Опять непрошеный теть. Что то они за частили; в некоторые дни приходи ло до пяти медведей. На крайний случай в распоряжении работающих на льду имеется карабин, но пока до применения его дело не доходило.

Днем, как обычно, мы провели наблюдения подо льдом. Под. воду спускались комсомольцы Сергей Шевченко и Вячеслав Третьяк курсанты 5 го курса Ленинградско го высшего инженерного морского училища имени адмирала С. О. Ма карова. С ними я познакомился в училище, когда читал лекции о под водных исследованиях в Арктике. К курсантам и приглядывался ка кое го время и, только обнаружив в них энтузиастов подводного дела, пригласил пройти практику на «Отто Шмидте». Экипаж на судне был мо-лодым, так что курсанты быстро установили личные контакты с остальными комсомольцами судна.,

Сергей и Вячеслав с большой охо roii спускались под лед, а мы с Ген надием Кадачиговым с не меньшей охотой делились с ними опытом. Так у нас получился, как говорится, сплав молодости и опыта. Плотно поработав весь день и приготовив снаряжение и приборы для наблю дений на следующий день, мы, уста лые, разошлись гто своим каютам.

Но спокойно поспать в эту ночь не пришлось. В два часа вахтенные почувствовали — идет зыбь. Видно, где то далеко на юго-западе, в Нор вежском море, был сильный шторм, и ослабленное льдом волнение до шло до нашего района. Постепенно зыбь усиливалась, и льдины начали разламываться. Трещины между обломками то сходились, то расши рялись до полутора двух метров. Ледовые якоря оказались бесполезными в этом скоплении пляшущих на волнах обломков.

Надо было спасать приборы и обо рудование полигона. Объявили ав рал. На крыле мостика появился ка питан ледокола Геннадий Александ

рович Климахин. Делать надо было все быстро и четко, так как льдины плясали под ногами все сильнее.

Я быстро оделся для спуска иод воду часть приборов у нас подо льдом, и их надо обязательно снять. Спускаюсь через уцелевшую лунку. Быстро нахожу наш полигон па нижней поверхности льда, снимаю контрольные отсчеты и забираю с собой приборы. Все занимает не более десяти минут. Выхожу наверх. Эвакуация полигона завершается. Павел Тимофеевич Морозов по мощник капитана по научной ра боте — просит и нас быстрее закан чивать. Мы хотели еще сделать спуск в кормовой части, но опоздали — на ледоколе начали проворачивать винты. Возвращаемся на ледокол по широким доскам, брошенным через трещины. Странно видеть, как двух метровый лед, еще недавно казавшийся таким мощным и надежным, вдруг стал игрушкой волн.

Капитан командует с мостика прекратить всякие работы на льду и подняться всем на борт. Наконец