Вокруг света 1983-06, страница 17

Вокруг света 1983-06, страница 17

дусматривающей разработку математической модели гидрологических и ледовых процессов в Карском море. Программой предусмат ривается прогнозирование состояния вод и льдов этого моря.

При планировании схемы расположения точек наблюдения в море и маршрутов между ними учитывается все: и мощность льда на пути, определяющая скорость движения ледокола, и запасы топлива и воды, и время окончания рейса, и многое другое. Ледокол, вступая в схватку со льдами, должен, подобно борцу на ковре, правильно рассчитать свои силы. Ведь поблизости нет судов, которые могли бы прийти на помощь. Так, например, в нервом рабочем рейсе в условиях начавшейся полярной ночи «Отто Шмидт» был единственным надводным судном во всем Карском море.

Выполнение съемки шло успешно. По плану одна из гидрологических станций широтного разреза располагалась вблизи восточного берега северного острова Новой Земли. Я поднялся в штурманскую рубку, чтобы уточнить условия подводных работ в этой точке.

Знакомясь с картой, обратил внимание на удивительное сочетание названий ряда географических объектов в этом районе. Сами названия, их глубоко логическая последовательность дают возможность и сейчас зримо представить пережитое первооткрывателями.

...Небольшое деревянное суденышко пробирается среди льдов на юг вдоль неизвестного берега Новой Земли. Слева тяжелые арктические льды, грозящие прижать смельчаков к высокому барьеру ледника, от которого со страшным грохотом отла мываются огромные айсберги. По рывистый холодный ветер рвет из окоченевших рук мокрую и тяжелую парусину.

И вдруг впереди по курсу — мыс Опасный в окружении пенистых бурунов на подводных скалах. Стал еще уже и без того неширокий про ход между берегом и дрейфующим льдом. Но не страх ведет вперед отважных.

Полуостров Сомнений — это на его оконечности находился пройденный мыс. Но что за этим полуостровом? На карте берег обозна чен пунктиром. И снова (уже который раз!) — навстречу неизвестности.

Залив Благополучия открылся взору удачливых в этот раз нуте шественников; он глубок и просто реп.

Бухта Укромная — в самом конце залива; высокие берега защища ют потрепанное судно от злого северного ветра; здесь можно стать на якорь, починить снасти и паруса...

Такие названия не придумыва лись. Они рождались из чувств и

переживаний простых и сильных людей в их борьбе с суровой северной природой. В те времена стихия часто была сильнее, и это тоже находило отражение в географических названиях.

Современные корабли, оснащен ные новейшей навигационной техникой и располагающие точными картами, плавают ныне здесь без всякого опасения. Но разве может сравниться такое благополучие с нелегкой, но счастливой судьбой первопроходцев ?

Съемку закончили в конце августа и вышли в Баренцево море. Рейс подходил к концу. В каютах стучат пишущие машинки — полным ходом идет составление научно-техниче-ского отчета о выполненных в рейсе работах. Наша группа подводников готовится к отъезду в Ленинград.

Так получилось, что окончание рейса совпало со второй годовщиной подъема на ледоколе Государственного флага СССР. Экипаж и экспедиционный состав могут гордиться сделанным за эти два года. Выполнено восемь научных рейсов. Пройдено более шестидесяти тысяч миль, из них треть во льдах. Наблюдения выполнены на двух тысячах гидрологических станций. На многосуточных станциях ледокол продрейфовал вместе со льдом бо лее шестисот миль. Собраны уникальные научные материалы о природе ранее мало исследованных районов морей западной Арктики.

«Отто Шмидт» знают в портах Норвегии, Исландии, Дании. Множатся экспонаты судового музея. В одном из документов Владимир Оттович Шмидт, присутствовавший при спуске ледокола, вспоминал, что Отто Юльевич мечтал о том времени, когда исследования в Арктике будут проводиться не с «попутных», а со специально построенных и оборудованных судов. Научно-иссле-довательский ледокол, носящий имя большого ученого,— это воплоще ние его мечты.

Льды кончились, и «Отто Шмидт» вышел на чистую воду, встречая крутую волну. Ветер в снастях не просто поет — гудит. Ледокол медленно раскачивается с носа на корму. От удара носовой части о волну вздымается стена брызг, достигающая ходового мостика. Вода белой пеной лезет через якорные клюзы на палубу. Поднятый занавес вспененной воды в ярких лучах низкого осеннего солнца становится ярко-белым. После каждой такой вспышки, освещающей через носовые иллюминаторы кают компанию, водяная стена с шумом обрушивается на носовую надстройку. Арктическая вахта «Отто Шмидта» продол жается.

Баренцево море — Карское море

ДЕРЕВЬЯ-БЕНЗОКОЛОНКИ

Не так давно французские ботаники открыли в джунглях Южной Америки оригинальный вид низкорослой лианы, латекс которой легко перерабатывается в автомобильное топливо.

Конечно, внимание к этой лиане было привлечено в прямой связи с энергетическим кризисом и ростом цен на нефть. Ученые доказали, что плантации американских лиан можно разводить на юге Европы, получая вместе с жидким топливом еще и какое-то количество древесины. Растением заинтересовались также исследовательские организации Японии, США и Бразилии, где уже есть опытные участки.

В прямой связи с этим филиппинские ботаники напомнили своим коллегам в Европе и Америке, что искать новое хорошо, но не надо забывать и старое, давно известное. Еще в прошлом веке было сделано подробное научное описание тропического дерева, которое среди местных жителей островов известно под именем ханга. Сейчас на Филиппинах созданы три плантации этих деревьев, получивших уже новое название — «бензоколонки». Дело в том, что сочные плоды ханга содержат до шестнадцати процентов маслянистой жидкости, которую не надо подвергать перегонке. Она прекрасно горит в автомобильных моторах, давая выхлоп менее токсичный, чем бензин.

К ханге проявили Оольшой интерес японские специалисты, заинтересованные в сокращении импорта нефти в свою страну.

РАЗГАДКА ТАЙНЫ «КРАСНЫХ ВОЛН»

Среди рыбаков индийского штата Андра-Прадеш давно существовала легенда о «красных волнах». При ураганных ветрах, которые гонят огромные массы воды на берег, верхушки самых больших волн как бы вспыхивают красным огнем. При этом они еще и «рычат», заглушая вой ветра.

Ученым удалось наблюдать редкое явление, когда ураган исполинской силы обрушился на берег. Действительно, над огромными волнами возникали вспышки яркого красного пламени. Легенда не оказалась вымыслом.

Пытаясь объяснить подмеченный природный эффект, ученые Индии вы двинули несколько гипотез. Одна из них утверждает, что при ветре, скорость которого приближается к двумстам километрам в час, происходит распад капель воды. Молекулы разлагаются на атомы водорода и кислорода. Атмосферные электрические разряды воспламеняют гремучий газ, и волны приобретают свою загадочную окраску...