Вокруг света 1983-08, страница 55МИШЕЛЬ ПЕССЕЛЬ ЗАОБЛАЧНЫЕ ТРОПЫ ЗАНСКАРАИ а выходе из Кончета Лобсанг показал мне небольшой чортен 1 на скале, нависшей над самым высоким домом в деревне. Подойдя к скале, я различил петроглифы — изображения горных козлов. То были первые доисторические рисунки, встреченные мной в Занскаре. Подобные изображения встречаются в Гималаях везде,'и существует мнение, что горным козлам поклонялись жители гор еще в неолите. Эти наскальные изображения доказывают, что высокогорные районы Гималаев были населены с незапамятных времен. Перебравшись через овраг, мы вскарабкались по крутой тропинке, которая огибала скалистый останец, и наконец перед нами открылась впечатляющая громада селения Карша. Гималайцы владеют искусством возводить здания в самых неожиданных и эффектных местах. Монастырь Карша лепился к почти вертикальному склону горы. Я редко видел столь громадные здания. Их словно подвесили к обрыву, и они несколько веков бросают вызов законам гравитации. Карша состояла из сотни побеленных известью разнородных зданий, над которыми высились два громадных павильона для праздничных церемоний. После завтрака я наскоро осмотрел селение Карша, которое лежало на обоих берегах кипящего потока. Меня всегда ставили в тупик эти элегантные балконы, характерные для гималайской архитектуры. На них царит столь ужасный холод, что пребывание там не доставляет особого удовольствия. Стекол в Гималаях нет. Вместо них на деревянные планки окон крепят бумагу. Пройдя через узенькую дверцу, я оказался на территории монастыря. Мы начали медленное восхождение по крутой извилистой тропке, которая обегала множество зданий. Лобсанг провел меня по этому лабиринту до высокого узкого дома, где жил его дядя. На крик Лобсанга отозвался басовитый голос, и тут же в окне показался хрупкий человек. Он открыл дверь и пригласил нас в небольшую комнатку со спиральной лестницей, ведущей наверх. На втором этаже он усадил нас и обменялся с Лобсангом последними новостями. Затем по моей просьбе рассказал о своих путешествиях. — Я торговал по поручению монастыря,— разъяснил он,— и совершил тридцать два путешествия. Каждое из них продолжалось не менее полугода. Подобные скитания могут напугать любого европейца, поскольку путешествие означает для него короткое пребывание в самолете, поезде или на судне. Для гималайцев путешествия — это образ жизни. Окончательная цель часто служит лишь предлогом для путешествия, срочности в делах нет, а глав- 1 Чортен — культовое сооружение, ступа. Продолжение. Начало в № 7. |