Вокруг света 1983-10, страница 28

Вокруг света 1983-10, страница 28

Х.СТОРМ, индейский писатель (США)

Прыгучий

Мышонок

Легенда племени чейенов

ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ

Прошу редакцию журнала напечатать какой-нибудь рассказ писателя-индейца, в котором бы рассказывалось о быте и обычаях индейских племен.

Д. Кононов, г. С ее р д л о в с к

8 естра Дня и Роза Прерий вошли в жилище Летучего Облака. Девушки посмотрели на новорожденного, потом сели около его матери, Пляшущей Воды. Тут же сидели две пожилые женщины и выделывали оленьи шкуры. Глаза их были полны слез, и работа еле двигалась.

— Узнайте сразу,— проговорила Пляшущая Вода сквозь слезы,— Серая Сова, Лось-В-Боевых-Красках, Четыре Медведя и многие другие убиты.

...Воины вернулись на рассвете. Сестру Дня разбудил лай собак в стойбище. Она проворно натянула одежду

Предание «Прыгучий Мышонок» — это пересказ легенды некогда многочисленного племени чейенов, ведшего упорную борьбу с армией Соединенных Штатов. Это произведение индейца-писателя X. Сторма включено в сборник «Современная литература индейцев Северной Америки», подготовляемый издательством «Радуга».

и выскочила из жилища. У входа спешивался ее дядя Хромой Медведь.

— Я стреножу твоего коня,— сказала она.

— Не надо,— ответил Хромой Медведь устало.— Привяжи его прямо тут, а оружие не отвязывай.

Сестра Дня сразу же принялась стряпать, она видела, что Хромой Медведь измучен, и молча ждала, когда тот сам заговорит.

— Придется нам скоро сниматься с места,— молвил он наконец и принялся за еду. В голосе Хромого Медведя звучала глубокая печаль.— Братство племен распалось. Наставники Братства Щитов, призывавшие жить в мире, перебиты. Дух единства мертв.

— Нет, дух жив! — раздался голос. В жилище вошел Вождь-Целитель, Наставник Братства Щитов, рослый, широкоплечий и мускулистый человек на пороге сороковой зимы. Вслед за вождем вошел юноша по имени Ястреб и сел с ним рядом, напротив Хромого Медведя.

— Войны,— снова заговорил Вождь-Целитель,— сопутствуют человеку так давно, что уже никто не помнит, когда они начались. Но Великий Дух воплощен только в тех людях, кто упорно идет тропою мира.

— Как это так? — возмутился Хромой Медведь.— Неужели Великий Дух

ослеп и оглох? Оглядись вокруг, вождь! Посмотри, что дал Великий Дух белым людям! Чем он только не наделил их — уму непостижимо! А ведь они — люди войны! Они презирают мир!

— Хромой Медведь,— возразил вождь,— я не говорю, что понимаю этих людей, но если их путь — тропа войны и смерти, не могут они быть настоящими людьми. Нам удастся прийти к миру, и мы заживем дружно. Вот тогда мы и станем крепнуть.

— Крепнуть! — Хромой Медведь разразился судорожным смехом.— Это кто будет крепнуть? Серая Сова? Четыре Медведя? Или другие убитые? Да и будет ли кому крепнуть? Белые люди твердо решили уничтожить все народы, чей Путь Жизни отличается от их собственного. Они натравливают одни племена на другие, а тех, кто уцелеет в войнах, перебьют сами. Всех до единого. А теперь ступай, вождь. Я устал и хочу спать.

Выйдя из вигвама, вождь поднял голову и стал безмолвно глядеть на видневшиеся вдали горы. Вершины их острились над зеленой прерией.

— Великий отец,— обратился к вождю Ястреб и взглянул ему в глаза.— Но если белые люди обладают такими дивными умениями, зачем им убивать?

— А вот это, сын мой, одна из вели-

26

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Племена бариба

Близкие к этой страницы