Вокруг света 1983-11, страница 39тым небом в Халапе,— весит шестнадцать тонн. Ее высота — два метра семь десят пять сантиметров. Ольмеки вырезали из камня и небольшие скульптуры. Широкую известность в наши дни получили изображения пла чущего человека или рычащего ягуара. Многие считают, что это первые известные «портреты» бога дождя. Центр в Халапе располагает пока ограниченными финансовыми средствами, сотрудников здесь немного, но они охотно встречают посетителей. Тури стов, как и ученых, неодолимо влекут эти серые камни, которые несут еще не расшифрованные послания от людей прошлого — несут тем, кто придет пос ле... Цивилизация ольмеков внезапно появилась, но позже, спустя века, этот народ почему-то ушел от берегов Мек сиканского залива дальше к югу, и след его затерялся в тропических лесах. Од нако зерна культуры, брошенные оль меками, дали всходы, ставшие живо творными для всей мезоамериканской цивилизации. И майя, жившие плотными группами и на прокаленном солнцем Юкатане, и в лесах юго-востока Мекси ки, и в Гватемале, и Гондурасе, смогли достичь еще больших высот. Они раньше других в Новом Свете создали иероглифическую письменность, складываю щиеся гармошкой «книги», написанные на коре деревьев или замше, изобрели 360-дневный календарь. Первый, и довольно точный, календарь составили, как полагают, ольмеки. По майяскому календарю можно было вести учет дням и событиям. А все ритуалы проводились в строгом соответствии с другим, 260-дневным календарем. Майя ввели в арифметику понятие нуля, пустили в обращение деньги в виде какао-бобов, играли каучуковым мячом на специаль ных спортивных площадках. Однако им были неведомы ни колесо (по крайней мере, так считается), ни плуг. Они обрабатывали почву при помощи «коа» — палки с острым концом. Майя создали церемониальные центры, которые фактически были также центрами искусства, средоточием научной мысли. О выстроенных ими городах стало известно лишь к концу XVI века, после завоевания испанцами Юкатана. К тому времени одни памятники древней цивилизации лежали в руинах, другие успела поглотить прожорливая сельва. Только спустя столетия удалось собрать документальные свидетельства о куль туре майя. Сейчас многие древние майяские дворцы и пирамиды открыты для обозре ния. В труднодоступные леса проложены автострады .„Мы направились из Мехико на юг, туда, где десять веков (по подсчетам других ученых, шестьсот лет) процвета ла культура ольмеков, а потом тысячу лет — цивилизация майя. По сторонам дороги поднимались трехметровые заросли, занявшие место вековой сельвы, которую в непосредственной близости от шоссе свели на нет. Неожиданно открылась небольшая деревня. Остановились, чтобы спросить дорогу у прохожего. — Там,— последовал ответ.— Вам надо ехать дальше.— Он махнул рукой в сторону невысоких холмов. Миновали невзрачную деревушку Санто-Доминго-де-Паленке. Она дала имя древнему индейскому городу, расположенному в нескольких километрах. Его настоящее название неизвестно. В конце XVIII века испанцы нарекли его Паленке. Позади осталась узкоколейка — пульсирующий отросток современного мира в глубине веков,— и мы увидели дворец с башней, пирамиду, храм Солнца... По высоким ступеням поднимаемся на первый этаж, расположенный в десяти метрах от земли. Все сооружения в Паленке, чтобы их не заливали дожди, стоят на насыпанных из земли и камня платформах. Кое где сохранились каменные колонны, перегородки. Здесь четыре внутрен них двора разных размеров. Через про- Кукуруза — не только главный продукт питания индейцев майя но и предмет поклонения |