Вокруг света 1983-11, страница 38

Вокруг света 1983-11, страница 38

вилизация зародилась еще за двенадцать столетий до новой эры в южных райо нах нынешних штатов Веракрус и Табас ко Тремя столетиями позже центром ольмекской культуры стала Ла-Вента — остров среди болотистой ныне поймы реки Тонала.

О созданных ольмеками памятниках ничего не было известно до второй половины XX века. Но вот из различных районов тропического штата Веракрус стали поступать сообщения о том, что найдены огромные базальтовые головы с характерными для индейцев чертами лица. Но почему эти шары разбросаны по труднодоступным районам? Кого изображали они? Некоторые скептики поспешили посчитать их поделками ны нешних мексиканских умельцев, срабо танными ради привлечения туристов. Однако ученые установили истину: сфе рические головы оказались памятника ми культуры одного из первых народов Мексики - ольмеков.

Центром кропотливой научно-исследовательской работы избрали Халапу столицу штата Веракрус, куда и свезли большинство найденных голов. На окра ине города открыли музей.

Я добирался туда на старом дребез жащем автобусе. Когда асфальт кончил ся, автобус развернулся и оставил меня на поросшей травой проселочной доро ге. Она вывела к белому домику, окру женному решетчатой оградой. А за ней лежал мир давно минувших дней...

Навстречу шли великаны. Они еще не полностью освободились от вековых наслоений земли, но.. Головы, головы, головы уже поднимались над изумруд ной травой, и казалось, древние индейцы вот вот встанут во весь свой гигантский рост и упрутся макушками в бездонную мексиканскую лазурь. Иллюзия движе

СТАНИСЛАВ СЫЧЕВ, корр. ТАСС —

специально для «Вокруг света»

Острова на карте Мексики

И а центральной улице мексикан ской столицы возвышается монументальная скульптура. Неизвестные мастера в далеком про шлом высекли из каменной глыбы изоб ражение бога дождя Тлалока, или Чака. От милости его зависел урожай на полях. Чтобы приписываемая скульптуре чудодейственность распространялась на всю округу, монолит весом 167 тонн не стали опускать в долину, его оставили в горах. Через многие столетия, во второй половине XX века, на него наткну лись мексиканские ученые. Каменное изваяние решили перевезти в столицу: ведь оно принадлежало всем мексикан цам. Местные индейцы долго проти вились этому, но в конце концов смири лись. В горы штата Тескоко прибыл автопоезд из двадцати тягачей. Тлалока погрузили на платформу и увезли. В тот день, когда гигантскую скульптуру

устанавливали в столице, над городом разразилась редкая по силе гроза. Мно гие увидели в этом символику и вспоми нают о событии по сей день.

Позади Тлалока поднимается здание Национального музея антропологии Мек сики, построенное по проекту талант ливого архитектора Педро Рамиреса Васкеса. Для многих туристов знаком ство с «землей индейцев» начинается именно отсюда.

В музее антропологии,- говорит экскурсовод, экспонаты представлены не как отдельные предметы искусства, а как часть одной культуры. Старинные города, древнейшие памятники архи тектуры словно острова на карте стра ны. _

Работая в Мексике корреспондентом ТАСС, я хотел поближе познакомиться с этими «островами». По последним ар хеологическим данным, ольмекская ци

ния создавалась благодаря пересеченной местности. Вы поднимаетесь на пологии холм и видите первого посланца прошло го. За ним следующего, еще одного, еще... Ольмеки, по видимому, считали, что этих скульптурных портретов будет достаточно для того, чтобы последую щие поколения узнали о них и об их жизни. А вырубив из кислотоупорного камня гигантские головы, они, надо по лагать, рассудили, что такие памятники не затеряются. Действительно, скульптуры выстояли под разрушительным воз действием тропического климата, по томки нашли их. Но чтобы доставить находки на окраину Халапы, пришлось немало потрудиться. А как же обходи лись индейцы? Какие подъемно-транс портные средства они использовали?..

«Колоссальная голова» — таково офи циальное название скульптуры, что сто рожит теперь вход в музей иод откры

36