Вокруг света 1983-11, страница 40Запуск воздушных змеев — эго спорт. А изготовление их — настоящее искусство, пришедшее из седой старины. валы в полу видны помещения, которые можно принять за комнаты для слуг или подсобки. Некогда цоколи здания двор ца, внутренние стены, колонны были украшены барельефами и изображения ми религиозных церемоний, людей, масок. Сейчас от этого почти ничего не осталось. Я тщетно искал лестницу, ведущую на башню дворца. Решил, что она бесследно разрушилась. Но впоследствии узнал, что постоянной каменной лестницы никогда и не было. Предполагается, что для восхождения на башню в те времена пользовались стремянкой... Стены дворца в Паленке, лишенные барельефов, были в плачевном состоянии. С тех пор как опустел город, тропические ливни (здесь выпадает самое большое количество осадков в Мекси ке), ветер и солнце многие века трудились над обнаженным камнем. Наконец, большие разрушения причинил памятнику — по оценке историков, «высшему свидетельству культуры майя» — человек. Туристы, стремящиеся все проверить на ощупь, бесцеремонными прикосновениями стерли изображения, сделанные на известковой штукатурке. Еще большее опустошение приносят нашествия воров. Орудуя кирками и электропилами, они разрушали исторические монументы, чтобы завладеть стелами, скульптурами и другими предметами древней цивилизации. Эти «охотники» за археологическими сокровищами работают на людей, располагающих, как отмечал депутат Хосе Касаонда Касти- Дети майя... Пройдет немного времени, и они, повзрослев, возьмут в свои руки дело сохранения традиций древнего народа. 38 льо, «внушительными материальными ресурсами». Контрабандисты действуют с размахом. У них есть тайные взлетно посадочные полосы в мексиканской сель ве, частные грузовые самолеты для вы воза украденного главным образом в США. Широкомасштабному грабежу подвергаются сто археологических зон штата Чьяпас, включая Паленке и Та баско. Чтобы остановить эпидемию расхи щения древних индейских памятников, в 70-е годы в Мексике был принят новый закон. Эффективность его проведения в жизнь, как справедливо отмечала пресса, зависит от участия в охране куль турного наследия самого населения: пре подавателей и учащихся, индейцев и местных властей. Гряда холмов, заросших буйным тро пическим лесом, стеной ограждает город с тыла. В кронах высоких деревьев сверкают красками попугаи, резко кричат обезьяны. Ручей, блеснув на солнце, змейкой проскакивает под дворцом по специальному водоводу, выложенному камнем. В отдалении стоят пирамиды — храмы, построенные в середине VII ве ка. А рядом с дворцом — сери белая гро мада самой крупной в Паленке пирами ды. Зеленая сельва подступает к ней вплотную. В 1952 году внутри этой пирамиды открыли ход, ведущий к ее основанию, где стоял саркофаг правителя Паленке конца VII начала VIII века. На месте захоронения было найдено множество украшений из жадеита — зеленоватого минерала — и великолепные изображе ния двух юношеских голов. Создается впечатление, что их срубили с храмовых статуй и принесли в «жертву». Теперь слепки с этих голов — желанный приз на международных кинофестива лях, которые проводятся в Мексике. Итак, главная пирамида в Паленке -это фактически надгробный памятник, и в этом смысле она ничем не отличается от египетских пирамид. Существует мнение, что первые жители Мексики, как и все американские индейцы, вероятно, пришли из Азии через Берингов пролив. А может быть, они прибыли из средиземноморских районов, как счита ет Тур Хеиердал? Он тщательно изучил морские течения, господствующие вет ры, корабли древних и убежден, что первыми на мексиканских берегах впол не могли быть жители из северных райо нов Африки. В таком случае это бы прояснило, по чему ольмеки обращали гигантские каменные головы лицом к Мексиканскому заливу: именно оттуда они и ждали гостей. Если аналогия уместна, неудивительно, что предназначение пирамид на юго-востоке Мексики и в Египте одно и то же. Я присел на каменную скамейку, высеченную на верхнем этаже башни дворца в Паленке. Для кого ее сделали? Для стражника, который должен был вовремя разглядеть приближение врагов? Для мудреца, следившего ночами в одиночестве за ходом звезд и размышлявшего, как ублажать богов и овладевать секретами природы? Я смотрел вниз. Там |