Вокруг света 1984-01, страница 45

Вокруг света 1984-01, страница 45

с минимального расстояния всего около метра разделяло пикап и хищ ников. Это позволило составить картотеку на две сотни особей Каждая карточка содержит рисунок живот ного — анфас и в профиль, отмечены особые приметы: шрамы, особенности ушей или языка, состояние зубов, цвет и размер глаз, длина хво ста и отметины на нем — хвосты чаще всего страдают во время драк. У львят еще нет шрамов, по которым легко распознавать взрослых львов и следить за их миграциями, но зато у детенышей самое приметное - - это конфигурация усов. По ним так же просто различать львят, как людей по отпечаткам пальцев.

В низине Этоша, где обосновались Дес и Джен, в ложе соленого озера, которое заполняется водой примерно раз в десять лет, жизнь сосредоточивается вокруг десятков мелких

Семейная жизнь львов знает и крупные ссоры между взрослыми, и излияния трогательной родительской нежности.

водоемов В округе около пятисот львов. К воде они приходят, чтобы напиться и подстеречь добычу: газелей, винторогих антилоп, зебр, жи рафов. Ночное рычание, слышимое в ясную погоду за десять километров,— дополнительный способ разметки территории. У каждого прайда — точно определенное место обитания, границы которого строго сохраняются в течение десятилетий.

На фотографиях, которые делали Бартлетты, отразилась вся хроника популяции львов в течение длительного периода. Дес и Джен фиксировали, как звери относятся друг к другу в прайде, как воспитывают детенышей, как охотятся. Загон и убийство копытного животного — каждодневная кульминация львиной жизни. Большую часть суток — до двадцати часов - хищники или спят, или отдыхают.

Львы - общительные животные. Во время отдыха они любят поиграть друг с другом, поваляться на песке, дружески потереться друг о друга боками. Столкновения возникают только при нарушении законов прай да - достаточно строгих правил по ведения, которые регламентируют жизнь львов.

Детенышам полюлено многое. Бегая между взрослыми, они льнут к любому вне зависимости от родственных уз, вызывая на от ветную ласку: то их оближут, то по тянут за хвост, то погладят носом по спине, то притворно куснут.

Шалости и игры львят начинаются с зари, с первыми лучами солнца. Если не голодны, детеныши готовы проказничать без конца: взбираются на спящего гривастого папашу, словно на копну сена, покусывают его, жуют хвост, треплют гриву, да так сильно, что клочья летяг. Львы— покладистые родители. Если льве нок расшалится сверх меры (а зубы то у него словно бритвы), самец может отшлепать его, но несильно, а самка грубо и неприятно лизнет, отбив охоту играть. Впрочем, дет екая обида коротка — проходит немного времени, и проказники снова принимаются за свое. Мать, играю щая со львенком, позволяет себе самые рискованные приемы: таскает его за хвост, берет голову малыша в пасть. Бартлетты видели львенка, который героически просовывал го лову в раскрытые челюсти матери и даже лизал ее пасть изнутри. Конечно, опасности не было никакой: льви цы привыкли переносить еще не окрепших малышей с места на место, осторожно схватив их зубами.

Все львицы в прайде приносят приплод примерно одновременно и