Вокруг света 1984-03, страница 16ми и правительством. Большинство же белых американцев твердо убеждены, что деньги эти индейцы получают ни за что ни про что, что они и так разбогатели в последнее время от продажи нефти и угля, которых так много в резервациях. Действительно, во время энергетического кризиса семидесятых годов цены на нефть и уголь стремительно рванули вверх, и кое-где в печати индейцев стали не особо дружелюбно называть «краснокожими шейхами». Статистика показала, что добыча нефти и газа принесла индейцам в 1980 году сто шестьдесят девять миллионов долларов. Немалая сумма?.. Если не учитывать, что на нефтеносных землях жило четыреста тысяч индейцев. И на каждого из них, следовательно, пришлось по четыреста двадцать три доллара. Это немного по любым стандартам, тем более что никаких других источников дохода у этих людей нет. Однако и к этой тонкой денежной струйке пытались присосаться предприимчивые белые. Индейцы арапахо из резервации Винд-Ривер в штате Вайоминг обнаружили, что по ночам добытую нефть цистернами кто-то вывозит из резервации. Устроили засаду. Никаких, конечно, перьев, томагавков, леденящих душу кинокриков; наоборот: «Стой! Ваши документы!» Крала, оказывается, та же компания, что заключила со старейшинами резервации договор на добычу. А шоферами наняли обманутых безработных индейцев из другого племени. Какие-то сто с небольшим лет назад следопыты из племени пауни выводили солдат генерала Кастера на стоянки непокорного племени чейенов. И чейены не знали, кому мстить первому: исконным врагам — пауни или «синим курткам» — солдатам Кастера. Пока племена выясняли отношения, армия загнала и тех и других в резервации. Теперь шоферам не мстили. Самую малость помяв, их задержали. Прибыл член экономического совета племени арапахо Барнетт Белое Перо, который прочитал задержанным лекцию на хорошем английском языке, объяснив, что цели и задачи у всех индейцев единые и негоже брату идти на брата, и все такое прочее. Экономический совет арапахо решил проверить бумаги нефтяной компании. Тут-то и выяснилось, что при расчетах племя регулярно обкрадывали. Началась тяжба. Через два года суд вынес решение: индейцам действительно недоплатили. Компания извинилась: оказывается, во всем виноват старший бухгалтер местного отделения по фамилии Тот. Говард М. Тот. Обиженный Говард М. обратился в газеты, доказывая, что поступал точно в духе указаний руководства. Света, однако, это заявление не увидело. Зато его автора перевели на хорошо оплачиваемую должность на Восточное побережье — подальше от индейцев, взяв предварительно обязательство держать язык за зубами. Многие молодые индейцы, разочарованные тем, что лопнули правительственные программы развития племен, обвиняют старейшин в чрезмерной осторожности при переговорах с Бюро по делам индейцев. Тем временем федеральные власти упразднили Центр профессионального обучения молодежи племен арапахо и шошона в Вайоминге. Дело в том, что индейцы, как говорилось выше, не имеют права избирать и быть избранными, и их отношение к претенденту на пост президента или губернатора никак на исход выборов не влияет. Поэтому любое сокращение расходов спокойно можно начинать с предназначенных для племен фондов. Правительственную помощь для племени навахо в 1983 году сократили почти на треть. Это, несомненно, не отразится на выборах президента США, но тут же сказалось на кандидатуре верховного вождя племени. Молодые индейцы — кое-кто из них кончил колледж — настояли на своем кандидате Петерсоне Захе. Положение навахо ухудшилось — и не только потому, что урезана правительственная помощь. Племя возлагало большие надежды на нефть и газ, главный источник дохода. Оказалось, что запасы будут исчерпаны в ближайшие пять-десять лет. Правда, в резервации есть еще богатейшие залежи угля, но компании «Пибоди коул» навахо не доверяют, а чтобы добывать его самим, у индейцев нет ни умения, ни капитала. Одна только железная дорога для вывоза угля обошлась бы в сто миллионов. Образованные индейцы (в основном получившие гуманитарное образование) убеждены, что нужно подготовить собственных специалистов. Петерсон Зах начал свою деятельность с того, что потребовал передать контроль над всеми школами резервации — их шестьдесят три — в руки совета племени. — Мы, навахо, всегда строили свою жизнь не на конкуренции, а на сотрудничестве. Детей племени мы хотим воспитывать в духе наших традиций. В конце концов мы сами оценим: подходит ли для навахо капитализм? Но получит ли племя школы в свои руки? И когда станут специалистами дети, которые их окончат? Понадобятся ли их знания? Сто лет назад «синие куртки» стреляли в индейцев. Сейчас не гремят выстрелы. Потомки уцелевших краснокожих «могут жить в духе своих племенных традиций в специально отведенных для них местах». Так говорится в «Законе об отношениях с индейскими племенами». В местах, где мало воды и плодородной земли. Где нет работы, а помощь правительства столь мала, что ее можно не принимать в расчет. Петерсон Зах, Верховный вождь племени навахо, называет все это «убийством без пуль». Л. МАРТЫНОВ Зтри или четыре часа ночи мы проснулись от грохота разрывов и стрекотни пулеметов. Сон как рукой сняло. Я сразу уловил: стрельба велась беспорядочно и не перед нами, а как-то сосредоточенно, в двух-трех местах. Особенно справа и слева от позиций батальона. Слышу звонок. У аппарата комбриг. — Орлов, что там у вас творится? — Еще не разобрались,— отвечаю. — Спать меньше надо. Немедленно пулей в роты! И доложить! — приказал Брижинев. — Конин, ты давай к Ждановскому, Я — к Горбачеву. Быстро разберись на месте и ко мне. Выскочили из хаты. Темень... Снежный буран слепит глаза. Ни зги не видно. Вскакиваю на лобовую броню рядом с люком механика-водителя Саши Семенова. Одной рукой держусь за пушку. Это очень удобное место. Привык я к нему. Сам видишь хорошо и водителю помощь. У Саши люк, как всегда, открыт. Двигаемся на ощупь: дороги заметены плотно. Темень и мгла скрывают и противника и наших. Только всполохи разрывов и огненные трассы пуль помогают примерно ориентироваться, понять, кто где. В голову лезут тревожные мысли. А вдруг гитлеровцы прорвали фронт или ушли? Как держатся танкисты Горбачева? Оказалось, пока мы добирались до него, он уже втянул роту к бой. Самого Горбачева еле нашли. Вскакиваю на его танк. — Что тут происходит? кричу во весь голос.— Где рота? — Комбат, немцы прут навалом, по оврагу и вдоль. Я уже снял один взвод и выдвинул сюда. Стреляем наугад. Прямо в колонну. Подбили только один фашистский танк,— прокричал в ответ Горбачев. — Рота, рота где? — Снимаю с позиций. Здесь уже один взвод. Потерь нет. Ну, подумал, началось... Утром собирались занимать оборону, а пошли в атаку. Этой ночью не ждали, а противник двинул. Думали, что пойдет перед фронтом, а он пошел по оврагам и балкам, в обход. Ну и ну! К танку подбежал пехотный командир. С ним два бойца. — Танкисты, братцы, выручайте! Немцы, как шилом, пропороли наш боевой порядок. Перекройте им дорогу вон там,— и показал в темноту. — А ты кто такой? — спрашиваю. — Кто, кто? Давай танки, фашисты уходят! Медлить нельзя,— надрывался пехотинец. — Не боишься танка?.. Тогда садись рядом. Держись за пушку. Показывай дорогу. Бойцов — десантом. Горбачев! — кричу,— оставь в окопах один взвод. С остальными за мной! Пехотный капитан оказался офицером штаба стрелкового батальона. Энергичный и деловой. В такую темень Окончание. Начало в № 2. 14 |