Вокруг света 1984-11, страница 66«ВОКРУГ СВЕТА» № 11, 1984 г. БАМ работает.............2-я стр. обл. ВИКТОР ПРИТУЛА — Сады над Дымбовицей.....2 ВЛАДИСЛАВ ДРОБКОВ — Цепь людей вокруг ракет . . 6 НИКОЛАИ ТКАЧЕНКО — Счастливый керн.....8 ГРИГОРИИ РЕЗНИЧЕНКО — Ордена Великой Отечественной ........ ...........11 В. АЛЕКСАНДРОВ — Лес на пути Сахары......12 Г. ТИХОМИРОВ — Поединок во льдах...... .18 ВАДИМ ЛИСТОВ — На север, к экватору.......22 АЛЕКСАНДР ГЛАЗУНОВ — Ее звали Иваной.....26 АНДРЕИ НИКИТИН — Беломорье еще не открыто ... 31 ЭДУАРД ХРУЦКИИ — Операция прикрытия. Повесть . . 34 Е. ФРОЛОВА — Заиграли гусли Словиша.......41 ВИТАЛИИ БАБЕНКО — ...из Греции в Колхиду..............44 ЛЕОНИД ГУБИН — «...Итить подкопом в горе Крещатка» . 50 Факты, гипотезы, открытия............54 И. КОНСТАНТИНОВ — Куланы возвращаются .... 55 И снова затерянный мир.............57 В. КУШНЕРЕНКО — Маски М'Бигу.........58 Н. НИКОЛАЕВ — Мурена у себя дома........60 ИГОРЬ РОСОХОВАТСКИИ — И снять скафандр... Фантастический рассказ...............61 Пестрый мир.................62 Листая старые страницы.............63 Л. ОЛЬГИН — Не музейная красота.........64 На первой странице обложки: СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. Трасса БАМа, Фото Н. БАРАТОВА В номере использованы иллюстрации из журнала «Санди тайме мэгэзин» (Великобритания) и материалы Фотохроники ТАСС. Главный редактор А. А. ПОЛЕЩУК Редакционная коллегия: В. И. АККУРАТОВ, А. С. БОЧУРОВ, Л. М. БРЕХОВСКИХ, А. В. ГУСЕВ, Ю. Ю. ЖИТКОВСКИЙ, Р. Ф. ИТС, А. П. КАЗАНЦЕВ, Ю. Б. КАШЛЕВ, М. М. КОНДРАТЬЕВА, В. А. ЛЕБЕДЕВ (заместитель главного редактора), В. А. ПРИВАЛОВ (ответственный секретарь), Ю. А. СЕНКЕ-ВИЧ, О. И. СОКОЛОВ, Е. В. ХРУНОВ, Л. А. ЧЕШКОВА, А. В. ШУМИЛОВ Оформление А. Гусева и Т. Гороховской Технический редактор А. Бугрова Наш адрес: 125015, Москва А-15, Новодмитровская ул., 5а. Телефоны для справок: 285-88-83; отделы: «Наша Родина» — 285-89-83; иностранный — 285-89-56; науки — 285-89-38; литературы — 285-80-58; писем — 285-88-68; иллюстраций — 285-89-36; приложение «Искатель»— 285-80-10. © «Вокруг света», 1984 г. Сдано в набор 30.08.84. Подп. к печ. 24.10.84. А08209. Формат 84Xl08l/i6. Печать офсетная. Условн. печ. л. 6,72. Усл. кр.-отт. 28,6. Учетно-изд. л. 11,7. Тираж 2 800 000 экз. Заказ 1552. Цена 80 коп. Типография ордена Трудового Красного Знамени издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Адрес издательства и типографии: 103030, Москва, К-30, Сущевская, 21. «Вокруг света», 1984, № 11, 1—64, издательство «Молодая гвардия», 70142. НЕ МУЗЕЙНАЯ КРАСОТА У каждого народа есть история: писаная или неписаная, сохраняемая в фольклоре. У кхмеров — народа Кампучии, помимо богатейших подробных хроник, есть еще эпос, запечатленный в камне. Мы имеем в виду прежде всего храмовый комплекс Ангкор-Ват. На опоясывающих его барельефах изображены люди всех слоев кхмерского общества: от венценосных владык на боевых слонах до нагих рабов, влекущих каменные глыбы и мощные стволы деревьев. Бесконечной чредою тянутся изображения крестьян и монахов, воинов и горожан. И художников. Скульпторов, резчиков по дереву, чеканщиков. Причем изображены они и их работа столь детально, что опытный взгляд видит сразу, чем именно они заняты, и узнает их инструменты, благо за прошедшие века орудия труда почти не изменились. Особенно это относится к чеканщикам. Их всегда в стране было великое множество, и понятие «кхмерская работа» во всей Восточной и Юго-Восточной Азии соответствовало примерно «парижской работе» в Европе и «персидской» на Среднем Востоке. Перстни и браслеты, ожерелья и кубки, чаши для риса и большие ложки отделаны у кхмеров с такой тщательностью и таким вкусом, что каждая вещь — произведение искусства. Подлинного искусства. Еще в глубокой древности существовали школы, где с раннего детства обучались мальчики из «деревень ювелиров». Так назывались селения, жители которых — собственность короля — занимались из поколения в поколение ювелирной работой для двора и храмов. Ничем другим они заниматься не смели, а кормились плодами земли, клочок которой записан был за каждой семьей, и, всю жизнь упражняясь в своем труде, за века достигли совершенства. Но, кроме них, чеканкой, ювелирным искусством и резьбой по дереву занимался любой кхмерский крестьянин. Знатоки Кампучии отмечают, что в крестьянской хижине не найдешь некрасиво сделанного предмета: тут что-то вырезано, там подшлифовано, и любой рукоятке заступа — место в музее. ...Сидит у воды на корточках крестьянин, держит в руках нож и деревяшку, не двигается. Безучастно вроде бы смотрит на кусок дерева, так его перевернет и этак. Потом делает движение ножом и снова застывает. А через час-другой в руках статуэтка. Если же возьмет в руки листок жести и набор молоточков, появится кубок или чаша. Известно заведомо, что нигде и никогда эти крестьяне никакому ремеслу не учились. Потому исследователи и пытались их расспрашивать: как, почему они режут и чеканят именно так, а не иначе? Ведь получались-то произведения искусства. Кхмеры обычно пожимают плечами, улыбаются и отвечают: — Почему так? Не знаю. Просто так красивее. П. ОЛЬГИН 64
|