Вокруг света 1984-12, страница 37

Вокруг света 1984-12, страница 37

он увидел Жеготу и Модзолевского. Поль лежал на траве, двое поляков вязали ему руки ремнем.

— Оберштурмбаннфюрер Колецки,— сказал майор,— именем народной Польши вы арестованы.

Капитан Модзолевский поднял ракетницу.

В черном небе лопнул зеленый огненный шар.

И сразу же стрельба стихла.

Колецки понял все и закричал, забился, пытаясь разорвать сильное кольцо рук, державших его.

Лодка приткнулась у берега.

— Теперь тихо,— прошептал Ярош,— идите за мной.

Они медленно начали подниматься ло склону.

Тамбовцев видел, как две темные фигуры поднялись на склон и пошли вдоль опушки в сторону деревни.

— За мной,— прошептал он солдатам.

Старшина Гусев и трое пограничников неслышно двинулись за капитаном.

Ярош и агент вошли в деревню.

— Где живет Кучера? — спросил агент.

— В школе.

— Я пойду к ней, а ты иди в город, купи мне билет до Минска и жди на площади у вокзала.

— Деньги.

— Какие? Тебе же заплатили!

— Только за переход.

— На,— агент протянул ему пачку,— здесь хватит на все.

Из окна вокзала Губин и Тамбовцев наблюдали за площадью. Поезд до Минска должен был отойти через двадцать минут. Ярош стоял у киоска и пил квас.

— Едут,— сказал Губин и облегченно вздохнул.

На площадь выехала бричка, правила ею Анна Кучера.

Агент увидел Яроша и сказал тихо:

— Ликвидируйте его на обратном пути.

Анна молча кивнула.

Ярош подошел к бричке, протянул билет.

— Поезд отходит через пятнадцать минут. Ты подвезешь меня, Анна?

— Конечно, дядя Ярош.

— Тогда я папирос куплю, ты подожди.

Агент шел по перрону. Остановился у шестого вагона, протянул билет проводнику. Поднялся в вагон. Загудел паровоз, вагоны дернулись и медленно поползли вдоль вокзала.

— Все,— сказал Губин,— поехал наш красавец.

Ярош подошел к бричке, легко запрыгнул на козлы.

— Слезай, Анна.

— Почему? — не понимая, спросила она. 4

Ярош крепко взял ее за руку.

— Ты арестована, девочка.

Анна на секунду отвела глаза и увидела Тамбовцева и троих пограничников, идущих к бричке.

КРЫЛАТЫЙ ГИГАНТ

Когда в 1658 году французский путешественник адмирал Этьен де Флакур написал в своей книге «История большого острова Мадагаскар», что в лесах там обитает птица ростом чуть ли не со слона, это сообщение долгое время считалось выдумкой, порожденной старой арабской легендой о птице Рок. Лишь два столетия спустя парижский музей получил в дар два яйца высотой 32 и диаметром 22 сантиметра, подтвердившие реальность некогда существовавшего эпиорниса, как назвали птицу-гиганта. Позднее в болотах Мадагаскара были найдены кости ее скелета, которые позволили ученым сделать вывод, что эта трехметровая «пичужка», весившая почти полтонны, не могла летать, поскольку, как и страус, имела маленькие недоразвитые крылья. Самыми же большими из когда-либо живших на земле «настоящих» птиц в отличие от птеродактилей, летающих ящеров, являющихся представителями пресмыкающихся, считались калифорнийский кондор и белоголовый орлан. Размах крыльев у первого равняется 11 футам, а у второго — семи с половиной. Однако недавняя находка позволила установить, что 5 — 8 миллионов лет назад в Аргентине жил гигант, размах крыльев которого был даже больше, чем у птеродактиля, и достигал 25 футов. Найденный скелет от клюва до кончика хвоста равняется 11 футам. По заключению ученых, эта птица весила около 160 фунтов и могла пролетать за день расстояние в 200 миль.

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ОПРЕСНИТЕЛИ

Во многих промышленно развитых странах сейчас остро стоит проблема нехватки пресной воды. Дело в том, что, несмотря на кажущееся водное изобилие на нашей планете, она составляет менее трех процентов этих ресурсов, да к тому же находится в труднодоступных местах — в ледниках, айсбергах, в глубине Земли. Поэтому традиционно для промышленных целей используется прежде всего сток рек. Однако последние содержат лишь шесть тысячных процента пресных вод. Рост их потребления в верхнем и среднем течении привел к тому, что, например, в Англии море все глубже вторгается в эстуарии. Поэтому ученые ищут решение проблемы, с одной стороны, с помощью внедрения в промышленность замкнутых водооборот-

А война уходила все дальше и дальше на запад. Но еще впереди была последняя военная зима, а потом уж весна Победы. Война откатывалась, а на западную советскую границу выходили наряды. В любую погоду. В любое время.

ФАКТЫ, ГИПОТЕЗЫ, ОТКРЫТИЯ

ных систем, а с другой — путем строительства мощных опреснительных установок, которые позволили бы использовать огромные ресурсы Мирового океана. В последнее время биологи предложили новое перспективное направление в этом плане. Речь идет о создании на основе генной инженерии особых видов водорослей, которые в процессе роста брали бы соль из морской воды. При этом дорогостоящее оборудование заменят обычные бетонные резервуары, в которых достаточно» периодически менять рабочую зеленую массу по мере ее насыщения солью. По предварительным расчетам, такие опреснительные установки будут намного экономичнее, чем атомные и солнечные. К тому же в отличие от последних они могут применяться и в зонах умеренного климата.

ГДЕ БЫТЬ СТОЛИЦЕ?

Вопрос о новой столице Японии, возможно, решится в самое ближайшее время. Токио сейчас — колоссальное скопление промышленных, административных и жилых комплексов радиусом около пятидесяти километров, где живут и куда приезжают на работу почти тридцать миллионов человек (собственно население столицы составляет, по оценке демографов, около двенадцати миллионов человек). Ни снабжение, ни транспорт, ни сама структура города никак не поспевают за темпами роста населения.

Проблема обсуждается уже двадцать лет. Есть разные варианты ее решения. Один из них — соорудить в тридцати пяти километрах от «края» Токио новую резиденцию премьер-министра и окружить ее важнейшими государственными учреждениями. Другой проект — построить новый город у подножия Фудзиямы, перенести туда все правительственные учреждения и парламент и ограничить население полумиллионом человек. Есть еще один любопытный вариант: возвести новый административный центр Токио... в Токийской бухте.

Решения вопроса ждут с особым нетерпением еще и потому, что область, где расположен Токио, высокосейсмична. И если бы в наши дни повторилось землетрясение, подобное тому, что разразилось в 1923 году,— тогда онб унесло 142 тысячи жизней,— то в условиях сегодняшней японской столицы это грозило бы гибелью шести миллионов человек.

35