Вокруг света 1984-12, страница 38

Вокруг света 1984-12, страница 38

Зовершить путешествие по интереснейшему миру, имя которому — «валенсийская керамика», можно двояким образом. Можно пройти по музеям, где собраны разнообразные образцы изделий из глины, фарфора и фаянса (хотя, в сущности, фарфор и фаянс — та же глина), побывать в Музее доисторической культуры

провинциального совета Валенсии, или Муниципальном музее Манисеса, или же в Национальном музее керамики в Валенсии, разместившемся во дворце Агуас. Музей этот, открытый в 1954 году, носит имя знаменитого мастера Мануэля Гонсалеса Марти, а в основу его экспозиции была положена обширная коллекция, собранная прославленным керамистом: здесь можно проследить всю историю развития валенсийской керамики, разобраться, чем, например, период Алькора отличается от периода Патерна, оценить работы мастеров из других областей — Арагона, Каталонии, сравнить современную керамику с древней кухонной утварью.

Но есть и другой путь — побывать в небольших городках и селениях Валенсии, где до сих пор работают мастера-одиночки и где существуют школы керамики, как в городе Манисес, и целые промышленные комплексы, производящие изразцы и облицовочную плитку,— подобные тому, что функционируют близ города Кастельон-де-ла-Плана. В этом случае исследователь древнего ремесла не пройдет мимо двух стариннейших очагов гончарного дела — небольших селений Трайкера в провинции Кастельон-де-ла-Плана и Агост в провинции Аликанте. В первом мастера-кустари, пользуясь полузабытыми рецептами, по сей день изготовляют большие грубые кувшины, пригодные лишь для кухонных нужд, а во втором ремесленники, сидя за гончарными кругами, формуют кувшины с коротким и узким горлом. Точно такие изделия лепили здешние умельцы и сто, и двести, и, вполне возможно, даже тысячу лет назад...

Испанские историки утверждают, что от момента появления первых керамических изделий в этих краях до наших дней прошло семь тысячелетий. Невообразимая даль времен... Конечно, гончарного круга тогда не существовало (позднее он знаменовал настоящую революцию в глиняном ремесле), но первые попытки обжига глины были сделаны именно в ту пору, семьдесят веков назад. Сосуды эпохи неолита служили сугубо утилитарным целям, но и тогда люди старались украшать их морскими раковинами, выводили растительный орнамент, в котором современные ботаники без труда отличают вполне определенные растения — например, наперстянку.

Бронзовый век подарил новые приемы обработки глины, а примерно в V веке до нашей эры на Пиренейский полуостров пришел и гончарный круг, который Древнему Востоку был известен уже давно. Керамические изделия стали более совершенными, и их можно было производить в больших количествах. Сосуды, созданные руками турде-танов, древних иберов, уже украшены геометрическими рисунками, а на изделиях II века до нашей эры, найденных, в частности, при раскопках холма св. Михаила близ Лирии, историки обнаружили бесценные изображения одежды, инструментов, обрядов, отражающих жизнь иберийских племен.

Арабское завоевание Пиренейского полуострова дало начало мусульманской эпохе в истории валенсийской керамики Поначалу это была неглазуро-ванная керамика, расчерченная линиями и темными штрихами по светлому фону,— дань иберийской традиции, а

С. БЕРКОВ

МНОГОЦВЕТНАЯ ГЛИНА ВАЛЕНСИИ

36

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Облицовка раковины плиткой

Близкие к этой страницы