Вокруг света 1985-03, страница 30

Вокруг света 1985-03, страница 30

X. J

памяти, видно, здесь собрались. А тут самые места снежных баранов.

— Раньше-то, когда мимо идешь, в бинокль взглянешь, одного-двух непременно увидишь. Стоят, красавцы, не шелохнутся. Наблюдают. А когда вот так столько судов стоит, то разве заметишь...

И верно: сколько я ни оглядывал в бинокль окрестности, чубуков нигде не разглядел. Попрятались осторожные

бараны. Зато бинокль помог мне обнаружить покачивающийся на волне под бортом плавбазы катер лесников. Он был пуст. Должно быть, все собрались в каюте капитана. Хотелось знать, о чем там идет сейчас разговор, но, по всей вероятности, инцидент, как говорится, был исчерпан еще до нашего прихода. Потому что, заложив вираж, мы увидели, что судно-спасатель, набирая скорость, удаляется от берегов. На палубе

плавбазы появился Семенов и, подняв руку, показал нам, чтобы отправлялись обратно. Помощи нашей тут не требовалось. В этом мы убедились, когда, прощаясь с бухтой, обернулись назад. В море уходило и второе судно.

Затем мимо пронесся катер с лесниками. Он направлялся к мысу Плоскому, и нам следовало идти туда же.

Минуя мыс, где прежде приметили гнездо орланов, теперь увидели и хозяина гнезда. Выждав, когда «дори» удалится на достаточное расстояние, орлан взлетел со скалы, сделал небольшой полукруг и уселся в гнездо. Конечно же, провести в нем наступающую ночь приятней и спокойней.

К мысу Плоскому добрались в сумерках. Крылов бросил якорь, встав подальше от берега. За нами приплыл на лодке Сергей Швецов, самый молодой на кордоне лесник. Немало дней ему пришлось провести здесь в полном одиночестве, но бодрости духа не растерял. Весело поздоровавшись, он помог перегрузить в лодку продукты, доставленные из Олы, и, привычно работая веслами, подогнал лодку к берегу. Там нас поджидали лесники.

Новиков рассказал мне, что суда, как верно подметил Крылов, были из рыболовецкой флотилии. За селедкой пришли. Несколько лет не были в этих местах. Капитаны сказали, что ничего не знали о создании заповедника и, не споря, дали команду к отходу. В бухте осталась плавбаза, набиравшая в танки пресную воду из горной речушки. Капитан пообещал утром покинуть бухту, и Новиков решил задержаться на кордоне.

Николай Семенов пригласил нас в дом. Честно признаться, ни внешне, ни изнутри жилище лесников не произвело на меня особого впечатления. Обычный сруб с двускатной крышей — изба избой. Внутри — четыре кровати в ряд. Самодельный стол. Занимающая едва ли не четверть помещения печь, где сушатся портянки, сапоги. Телогрейки и плащи на стене, форменные кители, фуражки.

Все до единого бревнышка для постройки этого дома, как рассказал Семенов, было доставлено морем за сотню верст из Олы!

Там отыскали это ставшее кому-то ненужным жилище, разобрали его, бревна связали в плот и потащили к мысу Плоскому на буксире. Потом у самой цели разыгрался шторм. Плот разбило, а бревна разбросало по всему берегу. Не один день собирали их люди, не жалея ни бензина, ни собственных моторов. Да только не все удалось отобрать у моря. Пришлось второй плот в Оле собрать. До мыса его довели благополучно. Лесники к пиле и топору привычны, да и взялись за дело с огоньком. И хоть не профессиональные строители, но соорудили и дом, и баньку, и печь сложили. Появился на берегу по-лустрова Кони кордон заповедника.

28