Вокруг света 1985-03, страница 41

Вокруг света 1985-03, страница 41

института истории Академии наук Туркменской ССР Иминджан Масимов, консультировавший спелеологов перед спуском.

Любин кивнул:

— Хорошо. Осмотрим пока подходы к провалам.

Мы ступили под каменный свод. Передняя часть пещеры площадью около тридцати квадратных метров довольно хорошо освещалась дневным светом. Вязкая пыль покрывала пол. Но, должно быть, раньше тут обитали люди, и очаг был — шероховатые стены почернели от копоти.

— Такие пещеры и сейчас нередко используют чабаны,— заметил Ахмед-ака Авлякулов.— Здесь укрываются от ливней или «афганца», иногда даже загоняют под каменные козырьки овец. Кое-где прячут в пещерах и овечьи желудки, наполненные маслом: продукты при таком традиционном способе хранения долго не портятся. Обычно дорогу к этим своеобразным погребам пастухи тщательно скрывают. Быть может, поэтому никто из посторонних и не знал об этом убежище.

Профессор очертил шанцевой лопаткой квадрат посередине «зала».

— Здесь сделаем первый шурф,— сказал он помощникам.— Второй заложим по другую сторону лаза, у колодца.

— А как же клещи? — спросил кто-то из темноты.

Ахмед-ака наклонился, разглядывая в луче фонарика щевелящуюся пыль.

— Это не клещи,— сказал он, распрямившись.— Это, видимо, паразиты дикобраза. Здесь когда-то было его гнездо. Укусы насекомых болезненны, но, конечно, не смертельны для человека. Однако советую не забывать о мерах предосторожности.

Поколебавшись, все двинулись в глубь верхней галереи, где тускло светились шахтерские лампочки спелеологов, завершавших предварительное обследование карстового колодца. Расширяющийся проход слегка заворачивал влево.

— Внимание,— предупредил из мрака чей-то голос,— через полтора метра — первый провал...

ПЕЩЕРА ПОДСТЕРЕГАЛА НЕОСТОРОЖНЫХ

Пока выбравшиеся наверх спелео-разведчики освобождались от снаряжения, мы спустились в каньон и разожгли костер. Когда все расселись полукругом возле огня, Леонид Петренко рассказал о том, что произошло до нашего приезда. Еще перед вылетом из Красноярска спелеологи старались предусмотреть каждую мелочь. Ведь на этот раз им предстояло работать в Ку-гитанге с туркменскими археологами. Сорвать экспедицию в загадочную пещеру из-за какого-нибудь мелочного упущения было бы обидно.

Они встретились с учеными возле известного на всю округу сероводородного источника Кайнар-баба. Оттуда две грузовые машины перекинули экспедиционное снаряжение поближе к пещере, к краю большого каньона. Это произошло вчера днем.

— Мы выбрали удобный склон, расчистили его от камней и закрепили трос,— продолжал рассказывать Петренко.— По канатной дороге переправили в ущелье три тонны груза. Палатки решили ставить внизу — здесь не такой сильный ветер, как на горном плато. Рано утром все отправились к пещере. Зная по первому спуску, что обычные скальные крючья, какие приме

няют альпинисты, не будут надежной опорой для троса, мы забили в рыхлый пылевой пласт специально для этого случая откованные полуметровые штыри. Сегодня в провал спускались те, кто уже побывал в нижней полости два года назад. Их главной задачей было прочистить шахты и приготовить все для спуска археологов.

Леонид вдруг замолчал, задумчиво глядя на языки пламени, пожиравшего сухие колючки.

— Да, не все получилось так, как предполагали,— поддержал разговор Иминджан Масимов.— Спускавшийся первым тянул за собой телефонный кабель, сообщая наверх обо всем, что видел и ощущал. Он погружался не спеша, как бы нащупывая наиболее безопасный путь, и мы, принимавшие его сообщения, могли представить работу под землей во всей сложности. Вертикальные, слегка изогнутые спиралью ходы с карнизами и неустойчивыми камнями пройти было трудно даже такому опытному спортсмену-скалолазу, как Сорокопуд. На дно пещеры Григорий попал только через несколько часов. Стало очевидным, что археологам без специальной подготовки не одолеть дороги к мумиям.

После короткого совещания спелеологи вытащили из ближнего колодца веревки и перенесли их к дальним провалам. Пыли здесь было меньше, да и копошащихся на полу насекомых оказалось не столь много, как у входа. Спусковую веревку привязали к металлической балке, которую удалось положить поперек зияющего отверстия.

Второй разведчик, Николай Попов, проделал путь вниз быстрее: не менее коварный дальний колодец значительно уже и не так, как передний, забит шаткими камнями. Следом ушли еще двое спелеологов — Венера Гильман-шина и Анатолий Юдин. Их сообщений как раз сейчас и ждали.

— А вот и они,— поднял голову Петренко.

Спелеоразведчики рассказали следующее. Из нижней полости расходилось несколько галерей. Возможно, что где-то дальше есть другой выход на поверхность, заваленный камнями или закрытый натечными образованиями. Однако следов копоти на сводах не заметили. Наверное, в эту часть пещеры люди не проникали. Осыпи, которые поначалу приняли за курганы искусственного происхождения, находились под всеми провалами. Самый большой и высокий конус — под «западней», то есть под ближним ко входу в пещеру колодцем. Его высоту определили в десять-двенадцать метров, а площадь основания — около 600 квадратных метров. Из чего состоят курганы, установить не удалось. Их покрывал толстый слой пыли. Кое-где из-под пылевой вуали проступали очертания рогов горных коз-

Схема «пещеры мертвых», составленная участником спелеоэкспедиции. В. Ми-хеевым.

39