Вокруг света 1985-03, страница 44

Вокруг света 1985-03, страница 44

Спелеологи определяют размеры «кургана» под первым колодцем.

s? llM

\ т

к. m *

— Отправляем леопарда в зоологический музей,— сказал палеозоолог Геннадий Барышников.

В стороне археологи разбирали найденные в пещере предметы. Тулеген осторожно приподнял за край большой кусок полуистлевшего войлока.

— Кечё-кошма,— задумчиво проговорил он,— ее используют для покрытия пола в юрте. А эти уукбавы не про

стые веревки из верблюжьей шерсти: ими связывают жерди, составляющие каркас жилища кочевников. И еще одна деталь юрты — чангарак — она служит для крепления верха дымохода.

— Большой деревянный круг — это узбекское блюдо — табак,— добавил Ахмед-ака.— А деревянные трубы — предмет вовсе не загадочный. Это ку-бй — вполне исправная маслобойка для

/

приготовления масла из овечьего молока. Такую утварь и сегодня можно найти на летовках кугитангских чабанов.

— Значит, все это попало в пещеру не так уж давно?

— Трудно сказать... Быт горных пастухов не менялся столетиями. Только сейчас мы зажили по-другому.

Петренко достал из мешка новые предметы.

— Смотрите, кийгйч,— удивленно воскликнул Тулеген, рассматривая небольшой кусок материи.— Такую шапочку носили под салла — головным убором в виде тюрбана — женщины племени конграт. И узор на старом хурджине тоже конгратский...

Конграты пришли в Среднюю Азию еще с Чингисханом и частично осели в Кугитанге, вытеснив или растворив в себе более давних обитателей этих мест — таджиков и полуоседлое тюркское племя карлуков. Позднее вокруг первоначального монгольского ядра конгратов объединились различные тюркские племена, стремившиеся примкнуть к этому крупному и могущественному кочевому союзу.

В начале XVI века при завоевании державы Тимуридов объединенными узбекскими племенами во главе с Шей-бани-ханом конграты составляли основную ударную силу кочевников. Видимо, тогда вожди племени и потребовали от Шейбани-хана окончательно утвердить за конгратами обширную территорию между Гиссарским хребтом и Аму-дарьей, включавшую в себя Байсунские и Кугитангские горы. Трудно сказать, сколь мирно складывались их отношения с соседями: многовековой процесс взаимовлияния и взаимопроникновения ираноязычного оседлого населения и тюркоязычного кочевого не мог проходить в те времена только мирным путем, без периодических феодальных усобиц, без отдельных вспышек племенной и общинной вражды. Вся история Средней Азии с XVII века и до присоединения ее к России в 60-х годах XIX века — это почти беспрерывные войны. Как говорили старики, «жизнь человеческая тогда ничего не стоила».

Об этом мне рассказывал Тулеген, когда мы вместе с археологами возвращались в Чаршангу. Тулеген Исманку-лов — историк по образованию, и всерьез заняться историей Кугитанга — его давнишняя мечта.

СЛОВО ЗА СПЕЦИАЛИСТАМИ

После возвращения из Кугитанга я встретился с учеными, которых привлекло сообщение об открытии, сделан

Хозяин гор — переднеазиатский леопард — тоже стал жертвой пещерной ловушки.