Вокруг света 1985-03, страница 42

Вокруг света 1985-03, страница 42

лов, череп лошади, мумия леопарда. Рядом лежали высохшие змеи и мелкие грызуны.

— Что скажете, профессор? Задали мы вам загадку? — не выдержал Петренко.

— Не совсем,— сдержанно ответил археолог.— Кое-что можно оСьяснить сразу, даже без изучения материалов шурфовки. «Кунсткамера» — коварная карстовая ловушка, в которую время от времени проваливались заходившие под пещерный кров люди. Скорее всего жертвами оказывались местные пастухи. Попадали в природный капкан и звери: леопард погнался за архаром, тот забежал в пещеру — оба оказались в ловушке. Похожие карстовые ямы я встречал, работая в экспедициях на Кавказе. Нередко в таких провалах находили останки ископаемых пещерных медведей. Посмотрим, что вы поднимете завтра...

— Мог ли стать жертвой этой «ловушки», например, неандерталец?

Вопрос взволновал многих: в разных уголках Кугитанга — ив первую очередь в пещерах — палеолитический отряд ЮТАКЭ искал следы обитания доисторического человека. И самодеятельные исследователи надеялись, что открытая ими пещера заинтересует ученых, занимающихся древнейшими эпохами.

— Думаю, что окончательные выводы можно будет делать только после фундаментальных раскопок осыпей под колодцами. Самые древние находки на дне пещеры не исключены, но все же...— Не хотелось профессору огорчать обступивших его спелеологов, но пока факты говорили другое.— В шурфах верхней галереи мы обнаружили зольные прослойки, керамику. Каменных орудий нет и в помине. Значит, находки в пещере относятся к более позднему времени, их возраст может исчисляться не десятками тысяч, не тысячами, а скорее сотнями лет.

— Но как туда могли попасть крупные животные? — не согласились с ги

потезой о карстовой ловушке спелео-разведчики.— Мы видели внизу даже скелет лошади.

— Пылевая пробка, забившая широкий проход в дальнюю часть верхней галереи, могла образоваться уже после того, как в пещеру упали первые жертвы,— предположил Тулеген.— Пылевой завал намели ветры, или же он возник после землетрясения...

Поспорив еще немного, все пришли к выводу, что пылевая пробка спасла от трагической участи тех, кто, привлеченный удобствами пещеры, попадал сюда в последние десятилетия. В глубь верхней галереи чабаны не проникали и даже не подозревали о грозившей им опасности. А память об исчезнувших в горах людях, о тех, кого бесшумно поглотил Кугитанг, постепенно исчезла, не оставив ни преданий, ни сказочных легенд, и лишь по-прежнему бытующие в языке местного народа названия каньонов, пещер, утесов напоминали о давних человеческих трагедиях.

Огонь в костре догорел, и все, как по команде, поднялись.

— Археологи продолжат дежурство наверху и по телефону будут направлять действия работающих под землей,— подытожил профессор.

Завтра основной группе спелеологов предстояло детально исследовать нижнюю полость пещеры, составить ее геологическую карту, обмерить и сфотографировать курганы, поднять наверх мумию леопарда — об этом просили палеозоологи. Надо было извлечь также некоторые человеческие останки, но главное — предметы, которые, как всем поначалу представлялось, должны были приоткрыть все тайны «Кунсткамеры».

несчастный случай или злодейство!

Из дневника Леонида Петренко:

«Вышли из лагеря в 7. 00. Через пятьдесят минут расположились в передней

Спустить в каньон три тонны груза — совсем не простое дело. Но это своего рода разминка перед исследованием «Кунсткамеры».

части пещеры-ловушки. Первый пробный спуск в «Кунсткамеру» дал понять, что работа ежедневными выходами в нижнюю полость малоэффективна. Вчера на спуск и подъем четырех человек ушло восемь часов' Взвесив все «за» и «против», совет экспедиции поставил перед основной группой исследователей задачу пробыть внизу двое суток. Смена дня и ночи под землей почти не ощущается...»

Картину, красочно описанную вчера у костра спелеоразведчиками, Петренко увидел наконец своими глазами. Он приземлился на конус первым из новой группы. Следом за ним встали на грунт геологи Виталий и Елена Михеевы, затем Андрей Березовский с фотоаппаратурой и последней — самая молодая участница экспедиции двадцатилетняя Наташа Мельникова.

По совету археологов начали с тщательного обследования поверхности курганов. Кто-то поднял переметную суму — хурджин, ткань которой почти не поддалась тлению — сквозь пыль проступал яркий восточный орнамент. Возле узорчатого мешка заметили длинный пояс с кисточками, дальше — деревянное, обшитое кожей седло с высокой лукой, металлическое стремя. Нашли широкое деревянное блюдо, еще один металлический предмет, напоминавший серп, непонятного назначения деревянные трубы.

«Через несколько часов работы под землей мы обнаружили халат,— записал впоследствии Леонид Петренко в своем дневнике.— Подняли, осмотрели со всех сторон. Карманов не было. По вороту шла незатейливая кайма».

Петренко внимательно осмотрел мумии людей, лежавших на осыпи,— их ои насчитал около двадцати. На затылке «Ужасающегося» спелеолог увидел не замеченную никем ранее рубленую рану. В эту минуту ему и его товарищам казалось, что следы насильственной смерти можно обнаружить на всех раскиданных по пещере мумиях.

Наверху наступила ночь, когда спелеологи сделали в кургане пробный шурф. Еще вчера, при разборе докладов разведчиков, красноярцы были готовы согласиться с вескими доводами археологов, что содержимое «Кунсткамеры» вовсе не «город мертвых», не капище неведомых богов, не место казни или ритуального захоронения, а просто-напросто кладбище жертв, случайно угодивших в природную ловушку. Но то, что было в кургане, как будто опровергало эту гипотезу.

«Уже через тридцать сантиметров,— свидетельствует в своем дневнике Петренко,— мы наткнулись на плотно спрессованный слой костей и мумий. Стало очевидным, что жертв, погребенных внизу, гораздо больше, чем до

40