Вокруг света 1985-04, страница 14

Вокруг света 1985-04, страница 14

НА БОРТУ «ГЕФИОНА»

Вторично Владимир Ильич приехал в Копенгаген в конце августа 1910 года. Здесь открывался VIII конгресс II Интернационала, и Ленин вошел в состав делегации РСДРП.

Для участников крупнейшего международного форума, а в Копенгаген съехалось почти 900 делегатов из 23 стран Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Африканского континента, иногда после занятий устраивались экскурсии по городу, посещение музея Торвальдсена, и, выражаясь современным языком, была организована небольшая прогулка на пароходах «Гефион» и «Хольгер Данске» в курортное местечко Скодсборг, что в восьми морских милях к северу от Копенгагена.

Небезынтересно узнать отношение В. И. Ленина к редким минутам отдыха вэ время работы конгресса и морскому путешествию.

«...Один из русских товарищей, с явной целью завоевать расположение Ленина, заметил, что не к чему тратить драгоценное время конгресса на подобную прогулку. Ленин внимательно на него посмотрел и ответил, что он не может понять, что в этом плохого: если люди поработали, они имеют право иногда и попраздновать»,— вспоминает старый большевик М. В. Кобецкий.

Пароход «Боре-1», на котором в 1907 году путешествовал В. И. Ленин, а в 1910 году его мать и младшая сестра М. И. Ульянова. (Фото из архива музея «Боре-лайн»).

По возвращении из Скодсборга делегаты увидели на рейде копенгагенской гавани белую царскую яхту «Полярная звезда». Ее пассажирам было выражено пролетарское приветствие: с борта «Гефиона» и «Хольгер Данске» раздалось могучее пение «Интернационала». В этом мощном хоре звучал и голос Владимира Ильича...

Что же представляли собой эти па-роходы-трудяги, перевезшие на своем веку тысячи пассажиров, а среди них Владимира Ильича Ленина и его соратников по партии большевиков?

Я вновь обратился за помощью к представителям датской фирмы «Хри-стен Янсен» в Копенгагене.

— Трудная задача,— с сомнением покачал головой Генрик Мартенсен.— Однако попробуем...

В свою очередь, я решил и сам попытать счастья и отправился на Вестер-брогаде, 59, в музей истории Копенгагена. Но в его залах ни картин, ни фотографий «Гефиона» и «Холгер Данске» не обнаружил. Служащий музея посоветовал съездить в Хельсин-гер. Но и там меня постигло разочарование. В залах морского музея было множество моделей парусников, пароходов, старинных якорей, пушек, картин всевозможных военных и торговых кораблей, но нужных пароходов не оказалось.

Расстроил меня и Генрик Мартенсен, служащий «Христен Янсен», который вызвался разыскать интересующие материалы. В один из приходов нашего лайнера в Копенгаген он с сожалением сказал, что обзвонил и обошел многие морские агентства в Копенгагене, но,

к сожалению, ни у кого не оказалось фотографий или открыток с изображением этих пароходов.

Прошло целых три месяца, когда при очередном звонке я вдруг услышал в телефонной трубке торжественно-взволнованный голос Генрика Мартен-сена, который все же продолжал заниматься розысками:

— Немедленно приезжайте, есть хорошие новости...

Через полчаса, улыбаясь, он уже вручал мне фотокопии нескольких страничек «Алфавитного регистра» датских военных и торговых судов за 1909 и 1911 годы.

— Думаю, что вам повезло,— сказал Мартенсен.— Оба судна построены на верфи «Бурмайстер ог Вайн» в Копенгагене. А эта фирма существует и поныне...

Оказывается, оба судна вступили в строй в 1874 году. Значит, в 1910 году, когда пароходы перевозили делегатов копенгагенского конгресса, им было по тридцать шесть лет! Возраст солидный для пассажирских судов. Курсировали эти пароходы между близлежащими портами Швеции и Дании.

«Гефион» был колесным пароходом, а «Хольгер Данске» имел винт.

В «Алфавитном регистре» не указывалась скорость судна. Возможно, это было военной тайной. Но можно легко предположить, что делали пароходы не больше 8—10 узлов. Значит, от Копенгагена до Скодсборга эти тихоходные по сегодняшним понятиям пароходики самое быстрое могли добраться за час