Вокруг света 1985-04, страница 44

Вокруг света 1985-04, страница 44

это событие отмечается как большой праздник. Накануне, чтобы придать коже эластичность, массируют шею, втирая мазь из сока кокосового ореха, меда и жира. В назначенный час собираются гости, приходит знахарка, и начинается процедура Мать в это время стоит за спиной дочки и придерживает ее голову за подбородок.

Первое время под обруч подклады-вают мягкую прокладку, пока кожа не привыкнет. Но часто виновница торжества, польщенная всеобщим вниманием и занятая подарками, от казывается от «подушечки». Если у семьи хватает средств, обручи надевают на запястья и под коленями.

Через двадцать четыре полных луны, то есть спустя два года, надевают второе кольцо. А потом нанизывают по обручу каждый год, пока шея не вытянется до тридцати сорока сантиметров. Нередко вес такого «ожерелья» достигает нескольких килограммов - чего не сделаешь, чтобы быть красивой! И все же не зря медный воротник называют «ожерельем тщеславия». Однажды накинув кольцо на шею, жешцины-падауны обречены носить их всю жизнь. Шейные позвонки расходятся, шея теряет опору, и, если снять обручи, голова может повиснуть как сломанная ветка. Раньше, бывало, снимали обручи за измену мужу, тем самым приговаривая женщину к мучительной смерти.

Нижние кольца шире остальных, и опираются они на плечи. А потому кажется, что на шею надет опроки нутый колокол или медная ступка. Спать в таком «ожерелье» неудобно, да и вообще оно доставляет нема то

s ПЯНОК ТРЛВЫ ТЛБЬЕИ

Вели спросить, когда и как возник у народа падаун, живущего в горах на северо-востоке Бирмы, обычай удлинять шеи женщинам, здесь расскажут такую легенду. Повадился было в деревню тигр-людоед. По ночам он подкрадывался к хижинам, нападал на спящих девочек и перегрызал им горло. Тогда и стали надевать девочкам на шеи медные обручи.

«Чем длиннее шея, тем красивее женщина»,— убеждены падауны. Шея, втрое длиннее обычной, закованная в тяжелый латунный или медный воротник, руки и ноги, охваченные браслетами,— таков идеал па-даунской красавицы.

Но ведь и татуировка, и тяжеленные серьги в ушах, ноздре или губе— тоже весьма неудобные и болезнен

ные приемы украшения — бытовали и бытуют сообразно обычаям у разных народов в различных концах света.

Но вернемся к падаунам. В середине XIX века Дж. Скотт, британ ский офицер, в своей книге «Среди горных племен Бирмы» отмечал: при том, что «их шеи напоминали лебединые», поразительная тяжесть украшений на шее, запястьях и под коленями, казалось, «не мешала столь хрупким созданиям пропалы вать посевы и управляться по дому».

С ним спорил X. Маршалл: «Эти женщины — чудовищный гротеск. Головы их кажутся неестественно маленькими... Спят они, положив под голову обрубок бамбука...»

Первый шейный обруч девочке надевают лет в пять-шесть В доме

хлопот Шею протирают тонким влажным жгутом, подсовывая его под обручи.

А ведь падаунские женщины работают в поле, хлопочут по дому — носят на голове кувшины с водой, стирают, стряпают, шелушат рис. Кормящая мать не видит младенца, обручи не дают наклонить голову. Если же она хочет оглянуться, ей приходится поворачиваться всем корпусом.

— Падауны — племя замкнутое, живущее по своим древним законам. Они избегают взгляда посторонних, неохотно вступают в контакт с иноплеменниками. Сфотографировать падаунеких женщин непросто, они прячутся от объектива. Но, может быть, вам повезет...

Так напутствовали нас друзья,

42