Вокруг света 1985-04, страница 45

Вокруг света 1985-04, страница 45

когда несколько лет назад мы оказались в Таунджи, столице Национальной области Шан, что находится в центре восточной части Бирмы.

Вот уже часа три едем по Шанскому нагорью. Апрельский день на исходе, но как жарко! Давно нет дождей. Пересохли реки, иссечена глубокими трещинами земля. И все окутано пылью, окрашено в удручающе-серый цвет.

Кажется, жара и воспламенила крунные алые цветы на фламбойа-не - «пламени леса». Цветет флам-бойан — значит, близка весна, вот вот хлынут обильные теплые дожди, буйно зацветут и другие деревья.

Вдоль дорог тянутся селения ша нов. Свайные хижины в окружении кактусов, рощиц масличных и ареко-вых пальм. В огородах работают мужчины в широких черных штанах и куртках, с ножами-парангами за поясом. Женщины хлопочут у от крытых глиняных очагов или стирают белье, выколачивая его о камни.

На шоссе лежит толстая, в руку, темно-серая змея. Шофер-бирманец Ко Дже Тей отчаянно сигналит, но змея, пригревшись на горячем ас фальте, не шелохнется. Тогда, кряхтя и ворча, он объезжает ее по само му краю обрыва. Даже если это свя зано с риском, бирманец-буддист никогда не лишит жизни животное...

Стоп! У въезда в следующую деревню замечаем врытые в землю столбы пауны. К столбам прикреп лены игрушечные домики, похожие на скворечники, - обиталища духив натов. Не падаунекая ли это дерев ня? Оглядываюсь: ни души. Деревня словно вымерла. В тени акации замечаю девочку пяти лет. Она ста рательно трет песком медный закоп ченный казан. Возле суетится ма ленький зверек с беспокойным розовым носом—мангуста. Девочка то изо всех сил скоблит посуду, то подставляет ладонь мангусте. Зверек мигом взбирается по руке на плечо, щекочет ей ухо. Девочка смеется, стряхивает зверька и снова принимается за работу. Черный пес, вни мательно наблюдая за ними, нервно повизгивает. Видно, и ему не терпит ся ввязаться в игру. Красные пучеглазые стрекозы летят-летят, да и замрут над высокой сухой травой.

И все от земли до неба залито солнцем, готовым уйти за горизонт. Ну можно ли проехать мимо, не до став фотоаппарат?

Девочка и не заметила, как я по дошла и навела объектив. Щелкнул затвор камеры. И тут девочка зары дала, стала бить себя в грудь, глаза ее расширились, лицо исказил страх. С громким воплем кинулась она в хижину. Оттуда послышались воз бужденные голоса.

Первым побуждением было — бе жать к машине Но надо все же уладить недоразумение, объяснить, что я не причинила девочке ни малейше

го вреда. Водитель Ко Дже Тей пошел объясняться с хозяевами. Через несколько минут он вышел из дома вместе с молодым мужчиной, который дружелюбным жестом пригласил войти и меня.

На тощей циновке, свернувшись калачиком, спал ребенок. Женщина в углу кормила младенца, удобно устроившегося в подоле. В полумраке на длинной шее женщины поблескивал медный воротник.

Из-за ее спины выглянула вспугнутая мной девочка. Она уже успокоилась и с интересом смотрела на протянутую мной яркую матрешку. Я принесла извинения. Хозяин заверил, что все в порядке, и объяснил, почему испугалась девочка. Она слышала не раз, что на деревни на падают чужие и уносят детей. К тому же завтра девочке предстояло на деть первое шейное кольцо, и семь дней до торжества она не должна