Вокруг света 1985-07, страница 39Так растут дети гетто Не менее жестоко полиция разгоняла демонстрации школьников и в других черных гетто — африканских поселках, в пригородах городов государства апартеида — Южно-Африканской Республики. «Апартеид» — слово это в переводе с африкаанс —- «раздельное развитие рас» — как никакое другое раскрывает цель расистов: согнать всех африканцев, почти двадцать пять миллионов человек, в специальные резервации — бантустаны. Под них выделены засушливые и непригодные как для сельского хозяйства, так и для промышленности районы, где африканцы — без работы и средств к существованию — могли бы спокойно вымирать. А если бы и смогли наниматься к белым предпринимателям ЮАР на работу, то уже как иностранцы. Ведь изгнанные в бантустаны африканцы лишились бы южноафриканского гражданства. Но пока эта мечта расистов — превратить ЮАР в государство белых — неосуществим^. И не только потому, что африканцы не хотят покидать свои дома, свои земли, где веками жили их предки, и ехать в похожие на концлагеря бантустаны. Но и потому, что расисты не могут отказаться от рабочих рук десяти миллионов африканцев, выполняющих самую черную и низкооплачиваемую работу на их заводах и шахтах. Оттого-то африканцам позволяют жить в черных гетто. Дэвейтаун — черное гетто Йоханнесбурга — находится в полусотне километров к северу от этого крупнейшего города ЮАР. Он похож на пригороды других крупных городов, Кейптауна или Порт-Элизабета. Те же пыльные узкие улицы, безлюдные днем, когда мужчины уезжают в город на заводы и в мастерские, а женщины -— прислуживать в домах белых. Те же жмущиеся друг к другу унылые коробки домов. Здесь мало зелени и море лачуг. И события, происшедшие в Дэвейтау-не год назад, похожи на те, что потрясли Табонг, Мабопане, Тембис и другие южноафриканские поселки. С весны нарастала в них волна выступлений учащихся. В конце лета трудно было отыскать школу или колледж, где бы ребята не включились в движение протеста. К октябрю уже двести двадцать тысяч темнокожих учащихся бойкотировали занятия. Они протестовали против низкого уровня образования. Одноклассники Тома Мпетлы тоже собирались у своей школы. Они пели песни, писали лозунги. Возникали стихийные митинги. Потом они шли по улицам — шумные толпы девчонок и мальчишек, мечтающих о равенстве и справедливости. Эти манифестации бы- Сцена, типичная для ЮАР, можно сказать — символ страны апартеида. ли мирными. Но власти приказали стягивать к африканским поселкам специальные подразделения полицейских «сил по борьбе с беспорядками». Электрошоковые дубинки, пластиковые хлысты, дробь и боевые пули — только это получили школьники в ответ на свои требования. более тридцати лет назад в ЮАР были созданы две системы просвещения — для белых и для черных. Та, что для черных, получила название «система просвещения банту», по общему названию коренных народов Южной Африки. Главная ее задача — дать африканскому населению страны мини- at^Aoft/ciL пал/to/. mkJ. /Ц)пс/ь e ft ^ ^ /la xcjco^ezj" c/ i / е-/г SA/frFO c/A<ar> j /о JA<1 /у* "«"'A'* 7U L~'*> „os*"»" Г-V ^ US.ljt of* К ^y^ijc, /С<L yuu cjufl/ ' ' L ~ /L& t rr\ ^ Jut- A /с L/. Дорогие читатели и все миролюбивые силы! Шлю вам привет от борющейся молодежи СВАПО. Мы встретимся в июле в героической столице СССР, чтобы обсудить общие проблемы, которые встают перед молодежью, борющейся за антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу. Ваша в борьбе — СельмаАшипала Намибия WATER ; PER 20 |