Вокруг света 1985-07, страница 8

Вокруг света 1985-07, страница 8

в истории борьбы африканских народов с колонизаторами армия Эфиопии, возглавляемая Менеликом, разгромила в сражении войска Италии. В том же 1896 году Менелик, который высоко ценил дружбу с Россией и ее поддержку Эфиопии в борьбе с колонизаторами, подарил русскому по-

вычно безоблачному небу, съедает легкую дымку над городом и начинает заметно припекать. Прохожие скидывают с голов белые шаммы.

А вот и легкая фигурка Тынсае Хай-лю, с которым назначена у меня встреча. Он — художник муниципалитета и вызвался помогать нам при монтаже

Памятник Ленину, первый памятник вождю трудящихся планеты на Черном континенте, у Дома Африки в Аддис-Абебе.

сольству землю. На этой территории находится сейчас посольство СССР. А победу при Адуа каждый год отмечают праздником: идут колонны демонстрантов, у конной статуи Менелика II разыгрывают пантомимы — эпизоды великого сражения.

Видна со знаменитой площади и пологая, поросшая лесом гора Энтото. Там, на ее склоне, сохранились развалины первого дворца Менелика. Эфиопские археологи, побывав в Советском Союзе, переняли наш опыт по созданию историко-археологических заповедников. Сейчас они расчищают остатки дворцовых стен, фундаменты жилых и подсобных помещений, ведут реставрационные работы. На этой территории, объявленной после революции заповедником, планируется открыть музей под открытым небом. Ря-долл будет искусственное водохранилище и зеленая зона отдыха для жителей столицы...

Солнце, ползущее все выше по при

выставки «Советская молодежь». Тут мы познакомились совсем близко. Мне интересны его впечатления — ведь Тынсае не только профессионал, но и первый зритель выставки.

Особенно внимательно Тынсае разглядывал выставочные снимки двадцатых годов: наших ребят и девчат в телогрейках, с тачками, девушек в косынках с книжками под лозунгом «Долой неграмотность». Тынсае смотрел на эти снимки и говорил:

— Нам тоже нелегко дается учеба, молодежи нужно много знаний.

В Эфиопии — стране древней культуры и письменности — население было почти поголовно неграмотно. Поэтому после революции за парты сели миллионы взрослых и детей. Начался поход студентов в деревню, организация курсов грамотности. По наущению феодалов и их прихвостней со студентами порой расправлялись в горных селениях. Но с каждым годом открывались новые тысячи школ. В институты, в университет приехали советские преподаватели, а политехнический институт в Бахр-Даре, построенный СССР еще ранее и подаренный Эфиопии, стал национальной кузницей инженерно-технических кадров.

— Многие мои друзья учатся у вас

в училищах, техникумах, институтах. И я тоже очень хочу поехать в Советский Союз,— поделился мечтой Тынсае с нами после многих дней знакомства.

Детство Тынсае прошло в небольшой деревушке Кезира в провинции Харэр-ге, в жаркой саванне. Родители были не в состоянии прокормить всех детей, и мать отвезла его к своей сестре в Аддис-Абебу. Еще дома мальчуган с завистью смотрел, как ходят дети в ближайшую церковь изучать азбуку. Однажды он, осмелев, надел чистую рубашку, взял кусок бумаги и карандаш и тоже отправился к священнику. Так что, приехав в столицу грамотным, Тынсае решил поступить в школу. Окончил школу первой ступени и потом стал учиться дальше в школе имени Менелика. После революции нужны были грамотные специалисты-техники, и Тынсае поступил в техническое училище. Но тянуло его к другому.

С малых лет Тынсае рисовал — всем, чем мог, и на любой ровной поверхности. Рисовал то, что видел: крестьянский двор, ослов и овец, фрукты и овощи. В техническом училище он усердно посещал специальный курс по скульптуре, где лепил, резал по дереву и камню.

Когда же объявила конкурс единственная в стране Школа искусств, Тынсае собрал свои работы и отнес в дирекцию. Придирчивая комиссия шесть недель отбирала лучшие картины и рисунки: из трехсот претендентов осталось пятнадцать. Одним из них был Тынсае.

— Пять лет я провел в Школе искусств. Пять лучших лет в жизни,— художник смущенно теребит бородку, глаза его загораются.— Делал рисунки в карандаше, писал акварелью, маслом — много работал. Хотел одного — показать жизнь своих близких, их труд, терпение, доброту и надежду. Выразить главное — человек все может преодолеть, человек должен быть счастливым.

Когда Тынсае делится своими мыслями о жизни, искусстве — для него это едино,— он очень волнуется, вставляет в английскую речь амхарские слова. А я снова вспоминаю его дипломную работу. Картина с простым сюжетом: в сельском доме женщины и дети. На переднем плане мать держит на руках малыша, на заднем — Тынсае с тетей, которой он так обязан. В эфиопском обществе давняя традиция выращивать всем миром сирот, детей бедняков. В последнее время в семьи брали детей погибших революционеров. На амхар-ском есть даже такое выражение: «взращенный сын». Таким себя считает Тынсае, таких детей трудной судьбы он пишет.

Примером для себя — не образцом для подражания, скорее источником вдохновения — Тынсае считает знаменитого эфиопского художника Афеворка Текле.

Заговорив о нем, Тынсае сразу же предлагает съездить посмотреть карти

6