Вокруг света 1985-09, страница 10тили внимание на здешние традиции прядения и ткачества и создали систему «обрахе». Это был, в сущности, при митивный ткацкий цех, где индейцев принуждали работать от зари до зари. Для коренных обитателеи Эквадора это была настоящая «трудовая тюрьма». Историки считают, что первый цех обрахе возник в середине XVI века и в нем работало около полутысячи индейцев. В одной из знаменитых мастерских Пегу-че, созданной в 1613 году, было занято триста отавало. В мастерских обрахе применялся полурабскии труд, в основе которого лежала система «энкомьен ды» . Со временем ткачество стало одной из основ экономического развития всей зоны Отавало, вторым после земледелия видом трудовой деятельности ин дейского населения. Тот факт, что домашняя «промышлен ность» отавало достигла развития и при знания лишь в 50-х годах нашего столетия, объясняется просто: слишком много времени потребовалось «цивилизован ному» миру, чтобы преодолеть свое вы сокомерное отношение к «индиос» и по достоинству оценить превосходные из делия ткачеи-отавало. В эквадорской печати я не раз встречал сообщения о том, что теперь их приглашают преподавать в художественные училища и в Эквадо ре, и за его пределами. Кустарное ткачество принесло отавало заслуженную славу. Но это не един ственный промысел, каким занимаются индеицы этого племени. Они, например, плетут превосходные соломенные циновки, изготовляют посуду. Особенно уда ются им огромные керамические сосуды. Их я и увидел у Антонио. Насколько глубоко укоренились старинные обычаи и нравы у отавало, поз воляет судить одежда, в особенности женская. И в наши дни они носят такие же наряды, какие носили их прапрабабушки. Крестьянка Анаи Уркиаса рассказывала мне в Печуче: - Что носиг женщина отавало? Длинную, до пят, белую рубаху-балахон, поверх которой надеваются юбка и вышитая блуза; на нее надевают «анако» — юбку из черной или синей фланели с раз резом на боку, облегчающим движения во время работы. Важнейшая деталь женского туалета - пояса из шерсти и «фачалина». Поясов может быть надето сразу два: «мама -чумби», то есть «пояс матери», широкий и прочный, и «гуагуа чумби» — «пояс ребенка», узкий и мно гоцветный. Обязательной принадлеж ностью одежды женщин племени отавало является «фачалина» — яркий шерстя ной или хлопчатобумажный платок: им покрывают голов\, его накидывают на плечи. Платок играет немаловажную роль в 1 Э и к о м ь е и да вве ценная испанскими колонизаторами крепостническая форма эксплуатации индейцев, которые, хотя п считались свободными, передавались на «попечение» (йен «ъпкомьенда») зявое-в а г ел ям ( ///> и и. и а т.) процессе ухаживания. Выглядит это так. Остановив свой выбор на какой-нибудь девушке, юноша однажды последует за ней на некотором расстоянии и тем самым даст ей знать о своих романтических чувствах. Через несколько дней он выйдет девушке навстречу и бросит в нее мелкими камушками. Пройдет еще несколько дней, и юноша при встрече с избранницей попытается сорвать с нее фачалину. Если ухажер девушке не по душе, она ни за что не позволит отобрать платок. Это недвусмысленный знак отказа, и парень оставляет девушку в покое. Если же она благосклонно относится к ухажеру, то сначала окажет ко кетливое сопротивление, а потом расстанется с фачалиной. Счастливый обладатель платка сообщит об этом своим родителям, и те нанесут визит в дом невесты, чтобы договориться о свадьбе. Брак у отавало едва ли не главное событие в жизни всей общины. В старину браки заключали родители, когда будущим супругам не было и 12 лет от роду Теперь молодые сами выбирают себе пару. Но брачные обряды совершаются в строгом соответствии с давними традициями. Главный обряд — «наложение четок». Молодые, вступающие в брак, встают на колени перед касиком общины, тот сое 8 |