Вокруг света 1985-09, страница 8

Вокруг света 1985-09, страница 8

шоссе и проселкам, до самого дома он пойдет босиком: городскую обувь нужно беречь. До следующих ярмарок. Местный горожанин не преминул лениво прокомментировать эту сцену:

— Ясное дело — индеец...

В сегодняшнем Отавало, как и в других городах страны, еще бытуют, правда в скрытой форме, пережитки колониальных времен. Горожане относятся к индейцам пренебрежительно: дескать, «деревня». Но те же самые горожане, считающие себя креолами, прямыми потомками испанцев, чтут память Руминьяуи, возглавлявшего борьбу коренного индейского населения Эквадора против нашествия испанских завоевателей.

Руминьяуи на кечуа означает «Каменное лицо». Не раз я видел его портреты на старинных гравюрах, рисунках, почтовых открытках. Но изваянный эквадорским скульптором вождь производил особо сильное впечатление — мужественный, решительный человек... Потому и сам «дух Руминьяуи» жив по сию пору в образе жизни эквадорских индейцев, включая и индейцев племени отавало.

Руминьяуи происходил из рода Ати, касиков Тигуахало и Пильяро. К приходу в Эквадор испанцев он был касиком Пильяро. Некоторые историки утверждают, что, будучи сыном Инки Уайна Капака и одной из его жен из рода Ати, Руминьяуи приходился братом Атауаль-пе. Но если и текла в его жилах инкская кровь по линии отца, то историки считают гораздо более важным то, что Руминьяуи по материнской линии принадлежал к одному из самых древних, могущественных и воинственных родов «королевства Киту».

В походе Атауальпы на Куско Руминьяуи заслужил славу одного из лучших «генералов из Кито». Покорение Куско позволило ему накопить богатый военный опыт, который весьма пригодился позже, при обороне Кито от конкистадоров.

Руминьяуи отличали природный ум, личное мужество и отвага. Он учил индейских воинов не страшиться грохота аркебуз и не бояться лошадей. И когда в долине Тиокахас началась решающая битва, он сам повел в бой фаланги индейцев. Они бесстрашно сражались, но силы были неравны. Руминьяуи отступил в Кито. Там он собрал в храмах изображения богов, золото и драгоценности и вместе с четырьмя тысячами молодых воинов, знатью, включая 11 детей Атауальпы, увел караван в горы.

Война продолжалась в форме отдельных стычек. Отряды испанцев преследовали Руминьяуи, пока не настигли его и не захватили в плен в Восточной Кордильере, неподалеку от его родного Пильяро. Руминьяуи привезли в Кито и там подвергли нечеловеческим пыткам. Так и не вырвав у него секрета «золота Атауальпы», январским утром 1535 года конкистадоры повесили отважного индейского вождя. Отдельные очаги сопротивления еще вспыхивали после казни Руминьяуи: на покорение Эквадора у ис

панцев ушло около двух лет. Четыре с половиной века отделяют нас от событий того времени. Но и поныне живут среди эквадорских индейцев предания о подвигах Руминьяуи.

К юго-востоку от Отавало в ясную, тихую погоду отражается в зеркальных водах озера Сан-Пабло снежная голова вулкана Каямбе. А по берегам озера, по всей долине разбросаны небольшие поселки и хутора. В этой зоне и обитает несколько групп отавало. Каждая изъясняется на своем собственном диалекте кечуа. Их общая численность достигает пятидесяти тысяч человек.

Когда в эту долину пришли испанские конкистадоры, они обнаружили, что здешние индейцы, как и инки, говорили на кечуа и тоже обожествляли Солнце. Только с конкистой здесь появились соха, семена пшеницы, ячменя и некоторых других культур, но и сегодня отавало, гордые своим «инкским происхождением», утверждают, будто пользоваться сохой их научили... инки, хотя, как известно, у инков главным орудием обработки земли была «китучи» — заостренная палка, отдаленно напоминающая заступ.

Соха и в наши дни — главное орудие труда отавало-земледельцев. Ею они заботливо и тщательно обрабатывают земли. Особое место в хозяйстве отавало отводится кукурузе. Часто ее сажают на огороде, примыкающем к дому. Из кукурузной муки готовят главное блюдо — «масаморру» — густой суп.

Рабочий день отавало начинается задолго до восхода солнца. Мужчина выходит в поле в сопровождении жены и одного из детей, который несет завтрак — жареную кукурузу. К середине дня, когда начинают дуть сильные ветры и часто дождит, полевые работы прекращаются. Завтрак, обед и ужин не расписаны по часам — отавало едят, как и их предки, когда дает о себе знать голод.

По мере того как начинает созревать урожай, семьи по очереди созывают на помощь родственников и друзей. Помощников одаривают несколькими корзинами початков. После того как поле в основном убрано, на нем сооружается символический крест: знак, что «чугги-дорас» — так отавало называют женщин, не имеющих средств к существованию,— могут собрать оставшееся на поле зерно. Отавало приходят на помощь друг другу и когда члену общины надо построить новый дом.

Естественно, что, побывав в «Столице пончо», я хотел увидеть, как изготовляются замечательные отавальские тканые изделия — пончо и одеяла. Подходящий случай представился во время поездки по провинции Имбабура с генеральным секретарем Эквадорской федерации индейцев Эстуардо Гуайлье.

— Домострой у отавало отличается большой четкостью,— рассказывал по дороге Эстуардо. — Отец семейства работает в поле и занимается ткачеством. Мать до полудня помогает ему на поле или пасет скот. После занимается домашним хозяйством и садится за прялку. Дети, как только достаточно подрастут,

ухаживают за скотом. Бывает, семья владеет несколькими ткацкими станками, и тогда трудятся все — родители, дети, внуки. При этом каждый выполняет определенную операцию: одни прядут, другие красят пряжу, третьи ткут или расчесывают готовые изделия.

На одном из многочисленных поворотов шоссе мы остановились возле дома, спрятавшегося в тени двух высоченных тополей. Пожилой крестьянин поспешил нам навстречу.

— Антонио Пема, активист нашей федерации,— представил его Эстуардо. И, обращаясь к нему, сказал: — Вот привез к тебе гостя — настоящего «русо». Журналист. Хочет посмотреть, как живет отавало. Покажешь свое хозяйство?

— Отчего не показать, — ответил Антонио.

— Отавало можно отличить по одежде,— объяснял мне вполголоса Эстуардо.— Мужчины носят пончо преимущественно трех цветов — синего, серого или коричневого. Сандалии мастерят сами из кожи, а подчас из старых автомобильных покрышек. Но сандалии необязательны: большинство ходят босиком. Каждый непременно в фетровой шляпе. Ну а главное — коса. Видишь, какая она у Антонио толстая? Коса для отавало — символ мужества...

Жилища отавало резко отличаются от жилищ других индейцев, населяющих Сьерру Эквадора и двух «индейских» стран континента — Перу и Боливии. Как правило, это беленые глинобитные дома из одной комнаты с земляным полом, чаще всего без окон. Вход — просто узкий проем в стене, без двери. Иногда дома крыты не соломой, а черепицей — это свидетельство определенного материального достатка.

Дом Антонио Пемы тоже был покрыт черепицей. Мы переступили высокий порог. В просторное помещение свет проникал через крохотное оконце, смотревшее во внутренний двор. Мое внимание привлекли два небольших помоста из досок: на одном набросаны соломенные маты и пончо, на другом — повыше, с приступочками — стояли кувшины, чаши, блюда из керамики.

— На том, что пониже, мы спим,— сказал Антонио. — А на высоком мы держим еду. Эти камни, положенные друг на друга,— очаг. Сейчас, летом, не топим. А в холодное время года огонь в очаге поддерживаем и днем и ночью. Да и спичек не напасешься каждый раз разжигать огонь,— шутливо добавил он.

— Для чего сосуды? — спросил я.

— В глиняных блюдах храним кукурузную муку,— ответил Антонио.— А кувшины для зерна, воды. Женщины приносят ее из ближайшего ручья.

— Жилище отавало, как видишь, одновременно хранилище зерна и продовольствия, склад шерсти, ткацких изделий,— вступил в разговор Эстуардо.— В самбм доме семья проводит только ночь да дождливые дни. Большей частью жизнь протекает во дворе: там перемалывают зерно, готовят пищу; во дворе семья отдыхает по вечерам, если, конечно, погода позволяет. Ты главное,