Вокруг света 1986-01, страница 12полнокровную, широкую року. На чина» с ноября вода прибывает постепенно и равномерно, как вдруг в течение одной двух недель будто К'ю ш начинает подгонять и подза дорнвать р<*ку. В пик половодья шутить с нею особенно опасно. За тем уровень воды заметно понижает ся. Следующий октябрь река ветре чает кроткой и обессилевшей. Но это длится недолго: приходят дожди, а с нимп с нового ноября — и повторение всего цикла. Решено было приступить к возведению плотины в самом начале сухо го ci soiia. I раиицы обследованной геодеантами местности, подлежав шеи затоплению, обозначили че 1ыр1>ми тысячами каменных пирами док Итальянский консорциум «Им пре.аиV набрал строителей, в основ пом неграмотных сицилийских крестьян, и доставил их самолетами is Африку. На холме, где ныне раскинулся городок Кариба, был разомI их лагерь. Для нескольких тысяч африкан пев, согнанных сюда на самые тяже лые раооты - дело было еще во времена «оелой Родезии»,- отвели мести пониже. Так возник компаунд Махомбекомбе, неотличимый от дру гил африканских гетто. Прибыла мощная техника и, примериваясь к фронтальной атаке, начала крушить гектары девственных зарослей Людям багонка, жившим в этих Mi-ci.jv, предстояло разделить судь оv Карибских скал отступить и ncMe.aiv I ь под напором сил, куда более могущественных, чем те, в кото рые верили они, их отцы, деды и прадеды. Предки багонка появились в районе среднего течения Замбези при мерно тысячу лет назад. Крупного рогатого скота они не держали из-за мухи цеце, которая водилась в долине, но были трудолюбивыми земледельцами, отличными рыболовами и охотниками. Хижины батонка сооружали обыч ные, а вот хранилища для зерна строили по-особому — на сваях, чтобы уберечь собранный урожай от термитов. Сторожили его задиристые деревенские куры: как только прожорливые термиты пытались забраться наверх по сваям, куры уничтожали их. Домашних животных батонка содержали в дворовых загонах. Когда наступали холодные ночи, старые люди имели обыкновение делить со ломенные тюфяки с козами, согревавшими их. Одеяла батонка вряд ли видели, да если бы и видели — все равно они были им не по карману. Денег до самого последнего времени этот народ не знал. Батонка щедро отдавали слоновую кость и шкуры за соль и бусы. Ожерелья и серь ги они носили без различия полов. Одежда батонка — короткие юбочки, с той лишь разницей, что женские делались из шкур, а не из материи, как мужские, и имели по бокам разрезы. Пристрастия к украшениям — черта, характерная для многих этнических групп в Африке. Но надо сказать, что понятие о внешней привлекательности у каждой из них трактуется по-своему, порой своеобразно. Французская поговорка гласит: «Чтобы быть красивым — надо страдать». Но долготерпение какой-нибудь европейской модницы в салоне красоты не идет ни в какое сравнение с мучениями женщины-батон-ка, над которой колдует старик-зу бодер, не имеющий специальных инструментов. Не столь болезненна, но тоже не из приятных процедура прокалывания ноздрей у мальчиков. Вначале колючкой делают в носу отверстие и оставляют ее продетой через ноздри, чтобы ранки не затянулись. Потом временную колючку заменяют травинкой потолще, потом иглой дикобраза. Когда мальчик становится юношей, иглу вынимают и прячут — на всякий случай. Однажды я видел взрослого муж-чину-батонка, в носу которого красовалась такая игла. Как мне объяснили, он вдовец и юношеская игла в ноздре — способ оповещения соплеменниц, что он ищет новую спутницу жизни. Встречал я женщин-батонка, лица которых густо вымазаны красной охрой. Оказывается, такая косметика имеет утилитарное назначение — ее не переносят насекомые. Не раз за свою долгую историю батонка подвергались набегам соседей — и ближайших и дальних. Видимо, с тех времен установился у батонка обычай, который в Родезии любили приписывать их «дикости»,— удалять у женщин шесть передних зубов — четыре резца и два клыка. Но кто знает, скольких женщин эта операция защитила от алчных взглядов чужеземцев? А что касается дикости и варварства, то его батонка видели предостаточно. Вот один лишь эпизод, о котором известно из книги Фредерика Селуса «Охотничьи странствия в Африке». Однажды он оказался на землях батонка вскоре после того, как там побывал караван работорговцев. |