Вокруг света 1986-03, страница 67

Вокруг света 1986-03, страница 67

ДОБЫВАНИЕ МОРСКОЙ СОЛИ ВО ФРАНЦИИ

На западе Франции почти вдоль всего берега добывают соль.

Способ добывания соли почти на всем берегу одинаков: где нет естественных прудов, там вырывают искусственные и окружают их, особенно на стороне моря, надежными плотинами, высотою в 3 или 4 фута. Затем прорывают к морю канал, ограниченный также плотинами по обеим сторонам, чтобы вступающая вода не разливалась направо и налево, а направлялась прямо в пруд. Оттого во время прилива пруд сам собою наполняется соленою водою, и людям остается только заботиться о том, чтобы плотина оставалась в порядке.

Описанным изготовлением соли занимаются люди, называемые ра-ludiers. Готовую соль они сгребают граблями в кучи Летом они день и

ночь на ногах, потому что тогда главное время сбора соли.

Солепромышленники употребляют при своем деле очень простые инструменты: мелкие деревянные грабли для собирания соли, гладкую деревянную лопату для вырывания дна бассейнов, крепкую лопатку для убивания земли между бассейнами и, наконец, лопатку для подбирания соли. Вот и все. Соль, сгребенную малыми кучками, оставляют два дня в покое, чтобы она окончательно высохла. После этого ее немедленно убирают, чтобы дать место новым кучкам. Соль уносят жены и дочери солепромышленников в больших круглых деревянных чашках, на голове.

Солепромышленники западной Франции вступают в брак почти всегда между собою и не любят, если

их сыновья женятся на девушке из другой области или между ними поселяется чужой. По их мнению, кто не родился посреди них, тот никогда не будет хорошим солепромышленником. Оттого сотни жителей западной Франции имеют одинаковую фамилию, и человек по 15 или 20 при этом одно и то же имя, данное при крещении. Чтобы предотвратить ошибки в отношении личностей, каждый имеет еще прозвище, которое иногда сохраняется до внука и правнука.

Впрочем, и между жителями западных берегов Франции заметна разница, и всего больше особенностей у жителей полуострова Жиронды, близ устья Луары. Они имеют совершенно особое праздничное одеяние, для которого не жалеют денег и надевают обыкновенно в первый раз в день свадьбы. У женщин оно состоит из чепца, украшенного венком и кокетливо надетого на голову, с волосами, зачесанными назад, далее из широкого плоеного воротника с кружевами, корсета фиалкового цвета с черною бархатною обшивкою, красных рукавов с кружевными манжетками, фиолетовой юбки, желтого шелкового передника с двумя карманами и нагрудника, протканного золотом и серебром. Мужчины носят в торжественных случаях поярковую шляпу, обшитую цветною опушкою и изготовленную из лучшего материала. Камзол из коричневого сукна сделан наподобие пальто, а из-под него выглядывает широко открытый спереди жилет из синего бархата. Под ним находится еще жилет из самой лучшей белой бумазеи. На левом плече накинут небольшой испанский воротник из черного шелка, отливающий на солнце зеленым оттенком, а если очень жарко, его носят на руке.

Жители Жиронды отличаются не одной одеждой, но и некоторыми обычаями, преимущественно же на свадьбе. После совершения бракосочетания в церкви жених и невес: та обедают каждый у себя дома. После обеда жених отправляется с друзьями к дому, где находится его невеста, и требует ее.^ Сначала ему показывают девушку; когда он не признает ее невестою, то беззубую, морщинистую старуху, которую он также отвергает, и после этого входит в дом и начинает обыскивать его, чтобы найти тщательно запрятанную молодую. Наконец он открывает ее, и тогда все садятся за просто накрытый стол, за которым сначала отец невесты берет хлеб, разламывает его пополам и дает одну половину дочери, а другую ее нареченному. Затем присутствующие подруги принимаются петь свадебную песню, в которой излагают обязанности новобрачных.

«Вокруг света», 1863 год